Устройство натяжного ролика грм

Привод газораспределительного механизма за последние несколько лет пережил довольно серьезную эволюцию. Наиболее заметное развитие получил нанатяжитель ролика. Если ранее ремень ГРМ надо было натягивать вручную при установке, то теперь на многих двигателях натяжение достигается автоматически при установке ролика и корректируется на протяжении всего срока службы ремня. Как это повлияло на рынок сервисного обслуживания? Об этом мы поговорили с ведущими поставщиками данных компонентов.

Итак, сегодня на рынке представлено три типа роликов ГРМ. Простейшая модель представляет собой обычный шариковый подшипник, на котором закреплен корпус ролика, с крепежным узлом. Натяжитель для такого ролика имеет самую простую конструкцию. Ремень натягивается вручную с помощью гаечного ключа при установке ролика. Естественно, что при таком способе установки вероятность ошибки при натяжении ремня заметно выше, чем при использовании автоматических натяжителей. И именно это, по статистике производителей роликов и ремней ГРМ, является главной причиной их преждевременного износа. Несмотря на то, что замена ремня ГРМ с механическим натяжителем считается далеко не самой сложной сервисной процедурой, автомеханики довольно часто нарушают момент затяжки крепежных элементов, не обращают внимания на несоосность роликов и шкивов и неправильно регулируют натяжение ремня.

Второй недостаток такого типа натяжителей заключается в том, что уровень натяжения задается один раз и на весь срок службы ремня. Между тем в процессе работы двигателя требуется практически постоянная корректировка натяжения ролика.

«Даже если при установке ремня натяжение было установлено правильно, в различных режимах работы двигателя возникают такие моменты, когда этот показатель выходит из нормативных значений. – Говорит ведущий технический специалист NTN ­SNR Россия Павел Сорочинский. ­ Натяжение ремня меняется при увеличении нагрузки на двигатель, при изменении температуры двигателя и попросту в результате естественного вытягивания ремня по мере его износа. Механические и пружинные натяжители не в состоянии оперативно корректировать натяжение ремня в таких ситуациях. Это возможно только при использовании гидравлических натяжителей ремня ГРМ».

Об упомянутых выше пружинных натяжителях тоже следует сказать несколько слов, поскольку они занимают довольно заметное место на рынке. Пружинные натяжители – промежуточный вариант. При их использовании, исключается вероятность неправильной установки натяжения ремня ГРМ при его замене. Однако, как уже отметил специалист NTN-SNR, во всем остальном они имеют те же самые недостатки, что и обычный механический натяжитель.

Разработчиком наиболее продвинутой конструкции натяжителя ремня ГРМ является компания NTN-SNR. Речь идёт об автоматическом гидронатяжителе. NTN-SNR безоговорочно лидирует в этой сфере. Вот как описывает преимущества таких натяжителей Павел Сорочинский:

«Натяжение осуществляется с помощью гидроцилиндра с перепускными отверстиями, с помощью которого ролик находится под постоянным давлением. Это что­то вроде амортизатора, шток которого постоянно стремится вытолкнуть корпус ролика на необходимую величину, чтобы сохранить правильное натяжении ремня. Автоматический гидронатяжитель ремня ГРМ регулирует натяжение постоянно: при изменении нагрузки и температуры двигателя, при растяжении ремня и так далее. Это повышает срок эксплуатации ремня и роликов ГРМ на несколько десятков тысяч километров. При этом конструкция гидронатяжителей постоянно совершенствуется. Первые модели устанавливались отдельно от ролика, что создавало определенные сложности при замене ролика. Однако несколько лет назад компания NTN­SNR разработала гидравлические натяжители, которые уже интегрированы в корпус ролика. Установка такого ролика занимает гораздо меньше времени и вероятность ошибки практически исключена. NTN­SNR является ведущим разработчиком гидравлических натяжителей для роликов ГРМ в мире. В этой области у нас есть множество эксклюзивных технических решений, которые не предлагает ни один другой поставщик. Так, недавно мы разработали гидронатяжители короткого и ультракороткого типа. Нам удалось создать очень компактную деталь, которая сохраняет все свои прочие характеристики: силу натяжения и межсервисный ресурс».

Несмотря на все преимущества гидронатяжителей их доля на рынке (особенно в сегменте aftermarket) пока не очень высока — около 10%. Но она постоянно растет. Процесс замены на конвейере идет не такими быстрыми темпами, как возможно хотелось бы производителям компонентов системы привода ГРМ. Дело в том, что автомобильный рынок сегодня сильно унифицирован. Одна модель двигателя может устанавливаться на десятки моделей автомобилей. На многие новые модели автомобилей ставятся двигатели, которые были разработаны несколько лет назад и если в них изначально применялся механический натяжитель ремня ГРМ, то он сохраняется и на новой модели. Если же автопроизводитель создает принципиально новую платформу, то скорее всего, на ней мы увидим уже автоматическую систему натяжения ремня ГРМ.

Читайте также:  Расширительный бачок пассат б3 артикул

Моторесурс и реалии большого города

Изменение конструкции привода ГРМ повлекло за собой неизбежные перемены и в регламентах сервисного обслуживания. Развитие всего автомобильного рынка в последние годы преследовало одну цель – максимально увеличить межсервисный пробег автомобиля. Практически все инновации в автоиндустрии прямо или косвенно приводят к тому, что поводов для обращения на сервис у автовладельца всё меньше и меньше.

Сегодня данные по межсервисному пробегу привода ГРМ очень сильно разнятся. Например, для автомобилей марки Hyundai максимально допустимый ресурс компонентов привода ГРМ составляет 60000 км, для некоторых моделей Volvo указан период замены 120000 км.

На практике рекомендуется не затягивать с заменой, а лучше даже производить замену заранее. Дело в том, что в условиях большого города сегодня многие автомобили постоянно находятся в пробках. Это приводит к тому, что у них количество часов работы двигателя растёт гораздо быстрее, чем пробег автомобиля. Так что количество пройденных километров сегодня уже не является универсальным ориентиром для оценки межсервисного интервала. Если вы житель крупного мегаполиса и вам часто приходится стоять в пробках, рекомендуется производить замену на 10000 км раньше, чем это указано в регламенте. Необходимо руководствоваться заводскими инструкциями автопроизводителей, а также своевременно проверять данный узел, например, во время очередной смены моторного масла.

От ремня и ролика – к комплектам

Эволюция всех компонентов привода ГРМ привела к тому, что вероятность преждевременного износа одного из компонентов системы практически сведена к нулю, а стоимость сопутствующих сборочно-разборочных работ возросла из-за того, что конструкция современных двигателей усложнилась. Ещё несколько лет назад многие СТО при замене ремня ГРМ визуально диагностировали состояние роликов и сальников валов и лишь рекомендовали владельцу поменять их в случае обнаружения износа. Ресурс ремня тогда составлял около 40 000 километров, а ролики могли «проехать» и в два раза больше. Сегодня все компоненты ГРМ изнашиваются примерно одинаково и имеют приблизительно равный ресурс. Если механик при установке ремня ошибся с уровнем натяжения, это приводит к ускоренному износу и ремня, и роликов. Соответственно, если какой-то из компонентов ГРМ выходит из строя раньше положенного срока, значит, и все остальные детали необходимо менять. То же самое можно сказать и про водяную помпу, которая напрямую не относится к газораспределительному механизму, но на некоторых двигателях приводится в движение от ремня ГРМ.

«Процедура сборки и разборки газораспределительного механизма и водяной помпы – довольно трудоемкая. Если клиент отказывается менять комплект вместе с водяной помпой, то ему просто необходимо в цифрах показать, какую сумму он может переплатить в том случае, если помпа перестанет работать через несколько тысяч километров после замены ремня ГРМ. Большинство автовладельцев предпочитают не рисковать, потому что стоимость работ удваивается», ­ комментирует Сергей Петров, специалист компании SKF по техническим тренингам в области автомобильных комплектующих.

Именно поэтому поставщики автокомпонентов продают приводы ГРМ комплектами. В этот комплект входит всё необходимое для замены. В зависимости от двигателя в такой комплект может входить до 10 различных деталей и более.

«В ремкомплект привода ГРМ компании SKF для дизельных и бензиновых двигателей включены не только зубчатый ремень ГРМ, обводные ролики и натяжители, но и необходимый крепеж оригинального качества: болты, шплинты,и т.д. – рассказывает Сергей Петров ­ Комплекты ГРМ SKF содержат подробные инструкции для мастеров СТО, стикеры пробега. Комплект упакован в безопасную упаковку (пузырьковая пленка, пластмассовые крепления), поэтому ролики ГРМ в коробке не бьются и не повреждаются, зубчатый ремень ГРМ не пережимается и не повреждается металлическими деталями. Для двигателей, в которых водяная помпа приводится в движение ремнем ГРМ имеются комплекты в которые включен и этот узел».

NTN-SNR также поставляют комплекты для замены привода ремня ГРМ. Это обусловлено регламентом сервисного обслуживания, который устанавливает производитель и заботой об удобстве клиента, которому не придется собирать комплектующие для замены у разных поставщиков. К тому же, по словам наших собеседников, покупка готового комплекта для замены ремня ГРМ на практике обходится покупателю дешевле, чем приобретение каждой детали в отдельности. Естественно, если мы будем сравнивать изделия, качество которых соответствует «оригинальному».

Большинство современных двигателей для легковых автомобилей разработаны таким образом, что за весь срок службы привод системы ГРМ меняется лишь один раз. Да, стоимость замены при этом в несколько раз превышает стоимость замены ремня ГРМ на двигателях предыдущего поколения. Однако необходимо учитывать, что на таких моторах замена комплекта происходит 1 раз в два года и после каждой замены многие автопроизводители рекомендуют сократить межсервисный интервал. Это делается из соображений безопасности, чтобы сохранить двигатель, а иногда и автомобиль. Привод ремня ГРМ – это важнейший компонент двигателя. Так что в конечном счете потребитель от такой эволюции только выигрывает.

Читайте также:  Как подключить обогрев сидений на гранте

Павел Сорочинский, ведущий технический специалист NTN-SNR Россия:

— Ролики натяжения ГРМ нашего производства устанавливаются штатно в качестве оригинальных практически на всех японских двигателях. В европейском сегменте рынка наша компания лидирует в двигателях, которые используют ролики ГРМ с гидронатяжителями. NTN-SNR всегда находится на пике технологического прогресса в сфере разработки более современных и более надежных компонентов привода ГРМ. Одной из новейших разработок компании стали самоустанавливающиеся натяжители и для цепи ГРМ. До момента установки и первого запуска двигателя натяжитель заблокирован внутри крепежного болта. После запуска двигателя – он занимает своё положение и натягивает цепь. Есть ещё целый ряд уникальных разработок и в сфере мотоциклетной техники. Безусловно помимо совершенствования технологии производства натяжителей, мы постоянно занимаемся улучшением конструкции подшипников, которые находятся в основе любого ролика натяжителя. Ежегодно NTN-SNRполучает от 30 до 40 патентов на улучшение конструкции подшипника, что в конечном счете приводит к постоянной эволюции и увеличению ресурса.

Сергей Петров, технический тренер, подразделение автозапчастей компании SKF:

— Главное преимущество комплектов ГРМ SKF – максимально полная комплектация и оригинальное качество всех входящих в него компонентов. Даже болты и шпильки в комплектах ГРМ SKF — тоже оригинальные. Автопроизводители предписывают менять крепеж одновременно с заменой привода. У SKF он правильно подобран в зависимости от материала двигателя и соответствуют требованиям автопроизводителя. В результате механики СТО могут быстро выполнить замену привода ГРМ, имея все необходимые компоненты под рукой. Все компоненты находятся в специальном пластиковом держателе, который предотвращает перемещение компонентов внутри коробки, повреждения ремня ГРМ (пережатие, загрязнение смазкой от роликов) и удары роликов друг о друга. Ремкомплект ГРМ от SKF позволяет выполнить замену зубчатого ремня профессионально. Наряду с необходимыми для замены деталями, ремонтный комплект включает в себя инструкции для механиков СТО, и все это находится в одной удобной и безопасной коробке. Инструкции включают моменты затяжки, которые обязательно надо соблюдать при монтаже привода ГРМ. Только SKF включает такую подробную инструкцию в свои наборы. Цель — правильный монтаж и предотвращение выхода двигателя из строя.

SKF производит натяжной ролик по самым жестким стандартам: тестирование происходит при 7.000 оборотов в минуту, при температуре +1200С в течение 1.000 ч с радиальными нагрузками 1.500 Н. Доля мирового рынка роликов SKF — 22%.

Вспомнить о том, что такое ролик ГРМ, нас заставляет лишь крайний случай – либо когда пришел срок замены газораспределительного механизма, либо пришел конец самому ролику. И все же ролики работают всегда – и на светофоре, и при езде на трассе, при прогреве двигателя на стоянке. Соответственно, конечно же, ролики изнашиваются. Речь пойдет о роликах ГРМ.

Вспомнить о том, что такое ролик ГРМ, нас заставляет лишь крайний случай – либо когда пришел срок замены газораспределительного механизма, либо пришел конец самому ролику. И все же ролики работают всегда – и на светофоре, и при езде на трассе, при прогреве двигателя на стоянке. Соответственно, конечно же, ролики изнашиваются. Речь пойдет о роликах ГРМ.

Возникает закономерный вопрос — зачем же нужен ролик?

Состав ролика невелик: это крепление ролика, внутренний подшипник качения с защитным сальником, и рабочее тело самого ролика, которое соприкасается с ремнем. По принципу своей работы ролики ГРМ делятся на две группы:

1. Обводные ролики, или как их еще называют паразитные, которые предназначены для получения нужной траектории ремня.

2. Натяжительные ролики, которые нужны для обеспечения необходимой натяжки ремня.

В различных типах двигателей количество роликов может быть разным и варьируется количеством от одного до четырех штук.

Попробуем разобраться со способами натяжения ремня ГРМ роликами. Итак:

1. Натяжение ремня вручную. В данном варианте крайне важна степень мастерства специалиста, проводящего данную операцию. В случае недотяга ремень будет биться, что чревато обрывом ремня, в случае перенатяжения пойдет усиленный износ самого ремня и механизма самих роликов с теми же последствиями – обрыв ремня. В случае обрыва дорогостоящего ремонта не избежать.

Читайте также:  Чип тюнинг патрол y61

2. Натяжение с помощью пружинного натяжителя — сила натяжения обеспечивается усилием пружины.

3. Натяжка с помощью гидронатяжителя. Это самый сложный вид рассматриваемой темы. Представляет из себя цилиндрический корпус с маслом и пружиной внутри. Сила натяжения ремня регулируется выдвигающимся штоком, который по мере вытяжения ремня, обеспечивает необходимое усилие для прижима ролика к ремню.

Оригиналы» и подделки.

Извечный вопрос, что же брать – «оригинал» или неоригинал. Производителей роликов можно пересчитать по пальцам одной руки. Все, что продается под «оригинальной» упаковкой является обычным маркетингом, который обеспечивает лишь дополнительную прибыль производителям машин. Достаточно для вас будет покупать ролики известных брендов, зато разница в цене иногда может достигать 2-3 кратного размера оплаты.

Как умирают ролики.

Все слышали страшные истории как заклинило ролик, оборвался ремень, и как результат погнуло клапана. Но рассказчики недоговаривают главного. Ролики не умирают внезапно. Клину ролика предшествует перид, когда неисправность можно буквально расслышать. Сначала появляется небольшой шум, который по мере увеличения пробега начинает неизбежно возрастать. Тянуть с заменой не стоит, чтобы избежать самой «страшной» развязки. На данный момент срок службы роликов должен равняться сроку службы ремня ГРМ. А это на данный момент не менее 100 000 километров. Однако не стоит забывать, что условия эксплуатации автомобилей в нашей стране близки к экстремальным и срок службы изделий уменьшается.
В итоге можно сказать, что при своевременной замене, постоянному контролю и качественному обслуживанию данный механизм не доставит лишних проблем автовладельцам. Следите за своим двигателем.

Здравствуйте дорогие подписчики, и гости!
Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как я наконец избавился от этого противного пищания в районе ГРМ, при прогреве холодного двигателя. После прогрева звук полностью исчезал. Длился по времени он по разному, в зависимости от того, насколько сильно остывал двигатель за ночь. Этот шум прекращался примерно на 50 градусах прогрева. Я думаю многие это наблюдают по утрам. В интернете на форумах очень много созданных тем по этому вопросу, но практического решения я нигде не нашёл. Многие обращаются к официалам, но проблема в том, что этот звук можно услышать только лишь после ночной стоянки. То есть даже продемонстрировать этот шум на СТО не представляется возможным, т. к. двигатель горячий. В принципе выход есть: оставить авто на ночь на стоянке у официалов, и на утро завести мотор. Или можно заснять запуск холодного двигателя на камеру и предоставить её ремонтникам. Но многие по описанию на форумах так уже делали. Результат: Мастера говорят что это нормальный звук, что почти каждую новую приору или гранту завести, и будет всё точно так же один в один. И вслед ещё говорили, мол когда мотор загнётся, вот тогда и приезжайте). Я лично наблюдаю это с первой сотни километров пробега. Это жуть как напрягает, тем более страшновато что мотор то у нас "втыковый". И ждать пока этот самый "втык" произойдёт я не собираюсь.))))
Чтобы наглядно продемонстрировать этот звук, я решил заснять на камеру пуск холодного двигателя. Звук слышен почти сразу, а к концу видеосъемки он прекращается. У нас сейчас тепло, и мотор сильно не успевает остыть за ночь. Поэтому звук недолго продолжает надоедать. Но при минусовых отметках температуры это всё длилось более 5 мин.
Просмотрите это видео, и прислушайтесь. Если Вы наблюдаете такой же звук на своём двигателе, то читайте дальше решение по его устранению).

Я решил снять натяжной и обходной ролики для проверки их состояния, а также для наполнения их консистентной смазкой на литиевой основе. Это всё я задумал после снятия ролика натяжителя ремня генератора. Там смазки было мало, и она была высохшая.

Ну чтож, давайте начнем…))
Итак, что нам понадобится для начала работ:

1. Консистентная смазка. на литиевой основе. Я выбрал смазку фирмы "CRC", которую использовал для ролика натяжителя ремня генератора. Её описание можно посмотреть в моей теме про смазку этого ролика вот здесь.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector