На автомобилях "Калина" генератор трехфазный, вырабатывает переменный ток. Сильно вдаваться в теорию не стоит, рядовому автомобилисту достаточно знать лишь то, как самостоятельно провести диагностику и ремонт установки. Имеется в виду установка непосредственно генератора и регулятора напряжения. Дело в том, что на выходе силовых обмоток напряжение прыгает в интервале 10-30 В, а для питания всей бортовой сети нужно 12 В. Первым делом необходимо выпрямить напряжение, а затем стабилизировать его.
Принцип работы генератора
Чтобы представить визуально работу установки, воспользуйтесь схемой подключения генератора. Второй компонент установки – это регулятор напряжения, который включен в цепь питания роторной обмотки. В приборной панели имеется лампа контроля зарядки, которая:
- Горит при включении зажигания и наличии поломки в генераторной установке.
- Не горит в нормальном режиме и при наличии зарядки должного уровня.
Для питания этой лампы используется реле с нормально замкнутыми контактами. Следовательно, при включении зажигания она загорается. Далее, как только запускаете двигатель, начинает вырабатываться напряжение генератором. Обмотка реле включена в цепь питания ротора, при появлении напряжения происходит переключение контактов – они размыкаются и лампа тухнет.
Основные компоненты генератора
В целом генератор – это преобразователь, который создает из механической энергии электрическую. На всех автомобилях конструкции и принцип функционирования этих устройств схожи. Конструкция состоит из таких компонентов:
- Обмотка статора, для нее используется толстый медный провод, так как вырабатывается напряжение именно с ее помощью.
- Обмотка ротора – возбуждения. Без нее невозможно появление тока в статорной обмотке. Чтобы появилась какая-то разность потенциалов в рамке, необходимо наличие двух составляющих – вращения и магнитного поля. Благодаря ремню генератора на "Калине" вращается ротор. Именно его обмотка выполняет эти два условия – вокруг нее создается магнитное поле, и она вращается вокруг своей оси.
- На роторе установлены контактные кольца, к которым подводится напряжение при помощи щеточного узла.
- Шкив, установленный на роторе, позволяет передать вращение от коленчатого вала посредством ремня генератора на "Калине".
- Регулятор напряжения механического или электронного типа изменяет напряжение на роторной обмотке. За счет этого генератор вырабатывает стабильное напряжение.
- Блок полупроводников (вентилей), о которых говорилось ранее, необходим для преобразования трехфазного переменного напряжения в постоянное однополярное.
- Крышки с подшипниками предназначены для центровки ротора и нормальной работы установки.
- Конденсатор позволяет избавиться от остатков переменного тока после выпрямления.
Признаки поломки генератора
Чтобы осуществить диагностику генераторной установки, снимать ее необязательно. Вот некоторые характерные симптомы поломок:
- Наличие гула и свиста со стороны генератора говорит о том, что разрушены подшипники. Если запустить, то ротор может заклинить и порваться ремень.
- Свист, кратковременное возгорание лампы контроля зарядки – износился ремень генератора на "Ладе Калине", или же он имеет слабое натяжение. Если лампа горит постоянно, то возможен обрыв.
- Если горит лампа зарядки, это означает то, что на выходе генератора нет напряжения. Причина может крыться в обмотках, регуляторе напряжения, контактных кольцах, диодах, проводке.
Поиск неисправности должен начинаться от самого простого к более сложному. Не исключено, что причина отказа генератора – это обрыв одного провода. Но вполне возможно, что имеется обрыв обмотки ротора или статора. При ремонте схема подключения генератора должна быть под рукой.
Действия при исчезновении зарядки
Генератор на "Калине" с кондиционером имеет большую мощность, нежели на автомобилях без климатической системы. Конструкция и неисправности одинаковы. Что же делать, если пропала зарядка? Не паниковать и сразу же проверить:
- Регулятор напряжения. Самый простой и дорогой способ – это заменить его на заведомо исправный. Но можно и подать напряжение 12 В и 15 В, чтобы проверить работоспособность. Независимо от того, механического или электрического типа регулятор, вести себя он будет одинаково. В первом случае подача напряжения на обмотку возбуждения будет осуществляться, во втором – нет.
- Контактные кольца и щетки генератора. Можно использовать простой пробник из лампы, чтобы проверить контакты. Длина щеток должна быть более 5 мм, в противном случае их следует заменить.
- Целостность обмотки возбуждения можно проверить тестером. Причем снимать генератор не нужно, достаточно подлезть к контактным кольцам и проверить сопротивление между ними. Обратите внимание на то, что они не должны замыкать на массу.
- Состояние обмотки статора и диодного моста можно оценить лишь после демонтажа генератора.
Как производится демонтаж генератора
Теперь нужно рассказать, как снять генератор. Для этого действуете по следующему принципу:
- Отключаете аккумуляторную батарею.
- Отсоединяете все провода, идущие к генератору.
- Заранее резьбовые соединения обрабатываете проникающей смазкой типа WD-40.
- Выкручиваете гайку с верхнего крепления генератора. Кронштейн тоже можно снять.
- Выкручиваете гайку с нижнего болта крепления. Удерживаете от проворачивания головку болта.
- Снимаете с ролика ремень генератора "Калины". С кондиционером и ГУРом никаких манипуляций производить не нужно.
- Вынимаете генератор с посадочного места.
Разборка устройства
Чтобы разобрать генератор, необходимо осуществить несколько простых манипуляций:
- Демонтировать шкив привода. Старайтесь не потерять шпонку.
- Выкрутить гайки с задней крышки, которыми стянуты все части конструкции.
- Извлечь регулятор напряжения. Заодно оцените состояние щеточного узла.
- Рассоединить все части генератора.
После этого можно приступать к проведению ремонта.
Часто выходят из строя подшипники, особенно тот, который расположен в передней крышке. Причина этого — чрезмерное натяжение ремня. Чтобы произвести замену, нужно выкрутить четыре винта и выпрессовать подшипник с посадочного места. Вместо него устанавливаете новый подшипник. Чтобы увеличить надежность, меняйте сразу оба ролика.
Установка и особенности ремонта
Установка происходит в обратной последовательности. Если необходимо, то проводится замена генератора или его ремонт. В некоторых случаях ремонт будет нецелесообразен, так как имеется много негодных узлов, в числе которых статорные и роторные обмотки. Восстановление окажется дорогостоящим, намного проще станет провести полную замену генератора на "Калине". Стоимость нового генератора в магазинах 4-5 тыс. рублей. На "разборках" можно приобрести в 2-3 раза дешевле.
Снятие и разборка генератора
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
Снимаем ремень генератора (см. «Проверка состояния и замена ремня привода генератора»).
Нажав на фиксатор колодки провода предварительного возбуждения генератора .
. отсоединяем колодку от разъема регулятора напряжения.
Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечников проводов к выводу «В+».
. и снимаем их с вывода.
Головкой «на 17» отворачиваем болт нижнего крепления генератора и вынимаем его.
Вынимаем гайку из кронштейна генератора.
Головкой «на 13» отворачиваем гайку болта верхнего крепления генератора.
. и снимаем генератор.
Разбираем генератор 5132. 3771 для замены регулятора напряжения, выпрямительного блока, ротора, статора и подшипников.
Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления кожуха.
. и снимаем кожух.
Снимаем со шпилек крепления кожуха три металлические шайбы.
Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления выводов регулятора напряжения.
Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления регулятора напряжения.
. и снимаем регулятор.
Маркером помечаем взаимное положение крышек генератора.
Головкой «на 7» отворачиваем четыре болта, стягивающие крышки.
Снимаем заднюю крышку со статором в сборе.
Если статор не выходит из передней крышки, поддеваем его отверткой с разных сторон относительно передней крышки.
Надеваем на гайку крепления шкива высокую головку «на 24» и через ее отверстие вставляем шестигранник «на 8» в отверстие вала ротора.
Отворачиваем гайку крепления шкива, зажав инструментальную головку трубным ключом или в тисках.
Снимаем пружинную шайбу
. и распорную шайбу.
Выталкиваем вал ротора из передней крышки.
. и снимаем крышку
Для замены переднего подшипника.
. шлицевой отверткой отворачиваем четыре винта крепления прижимной пластины подшипника.
Снимаем прижимную пластину.
Руками выталкиваем подшипник из гнезда.
. и снимаем его.
Если вытолкнуть подшипник не удается, выбиваем его с помощью оправки или инструментальной головки подходящего диаметра.
Для замены заднего подшипника..
. двухзахватным съемником спрессовываем подшипник с вала ротора.
При выполнении этой операции винт съемника следует упирать точно в центр вала, чтобы не повредить пластмассовый изолятор контактных колец ро-тора. Для установки захватов съемника на пластмассовой втулке ротора выполнены две лыски.
Если необходимо снять выпрямительный блок или статор.
. отпаиваем шесть выводов обмотки статора от выводов выпрямительного блока.
. и, отвернув ключом «на 8» три гайки крепления, снимаем выпрямительный блок и статор.
Тестером проверяем обмотки статора и ротора на обрыв и замыкание на корпус (см.«Проверка генератора»).
Сборку генератора выполняем в об-ратной последовательности.
Для установки заднего подшипника опираем передний конец вала ротора о деревянный брусок.
. и напрессовываем подшипник на задний конец вала оправкой или отрезком трубы подходящего диаметра, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.
Если передний подшипник не удает-ся вставить в крышку генератора..
. запрессовываем его подходящей инструментальной головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
У меня генератор КЗАТЭ 9402.3701-14. Никогда не было нареканий на его работу. Единственно заметил, что когда обороты падают с высоких до хх, свет притухает, но потом восстанавливается. Ну думаю, не критично, не буду лезть лишний раз.
В пятницу еду с работы, пробки жуть, но я не спешу. Смотрю, свет просел так, что приборка потускнела и обороты печки замедлились…Вывалился CHECK. Ну ё моё, приплыли. Что делать? Главное поддашь оборотов и норм вроде. Что за лажа. Ну думаю раз выходные, сниму гену, гляну чо почем. Почитал драйв. Большое спасибо за посты о генераторе товарищу Aless43 и товарищу I-vento . Их посты Ремонт от Aless43 и Ремонт от I-vento мне очень помогли.
Все работы проводились на парковке перед домом при температуре окружающей среды — 15…-18 градусов одним человеком. Откручиваем защиту двигателя. Два болта на 10 с шестигранником на 17. У меня они оказались разными по длине…Естественно забыл какой где. В итоге длинный поставил слева, короткий справа. Снимаем бачок с омывайкой. Снимаем воздухан. Отсоединяем любой из проводов аккумулятора, я снял плюсовой. Сверху через капот я рукой дотянулся до генератора, снял резиновый колпачок, отсоединил проводок возбуждения. Он с фиксатором! Пальцем нащупать можно. Снимается легко. Стыкую удлинители головок, откручиваю гайку на 13, снимаю силовой провод. Теперь сверху. Освобождаю контргайку на 17 натяжителя, и рожковым ключом на 8 отпускаю его, нужно закручивать, чтобы отпустить. Решил проверить подшипник натяжителя. Для этого головкой на 13 откручиваю удерживающий его болт и снимаю. Подшипник противно шелестел. Вердикт: под замену! Рожковым на 13 открутил сверху генератор, неудобно да, но возможно. Головкой на 13 открутил снизу длинный болт крепления генератора. Рекомендую гайки тут же накручивать на болты, ибо растеряются к едрени фени.
Дальше крышкой генератора вперед, вынимаю его через низ. Тут нужна сноровка и вырабатывается она быстро. Мне удавалось вытаскивать гену двумя руками. Выглядит это примерно так:
Сильно мешается шланг кондиционера, но он гибкий и не замерзает на морозе. Одет я был хорошо, замерзли тока пальцы на ногах. По быстрому собираю инструмент, беру гену и в квартиру.
Родной РН:
Стоковый, щеткам кирдык. Сравните с новым.
Сделал дефектовку побырому. Моюсь, переодеваюсь, еду на авторынок. Денег наличных в обрез. Почему на авторынке банкомат сбера не поставят? Уверен, он будет очень востребован. Покупаю РН 849.3702 за 300 рублей.
Покупаю ролик натяжителя с подшипником в сборе и баночку смазки за 500 рублей.
Попутно прослушав лекцию о подшипниках. Грамотный дед попался в ларечке перед входом. Рассказывал про маркировку, какие бывают ограничения при эксплуатации, показывал подделку и оригинал. Отдавал подшипник даром, если я отвечу хотя бы на один из 10 вопросов о подшипниках. Конечно же я не ответил. Харизматичный дед кароч. Еще приду к нему, если нужны будут подшипники. И тут бабло у меня кончилось. Узнал только в павильоне №8 цену на кольца — 350 р! Окуеть…А что делать? Решил же по-человечески все сделать, для себя, на века так сказать. Причем спрашивал у лоточников, у них не оказалось. И тут же мне начали загинать, что их никто не меняет. И ты не сможешь. И собьешь центровку. Генератор разобьет, разорвет, испарит. Только один СВЕРХМАСТЕР берется, и то аж за 1000 р! Все таки дед был прав. Кругом одни невежды. Плюнул я им в рожу (мысленно конечно, а то еще и люлей отхватить можно) и ушел.
Настолько сработались родные кольца.
Был удивлен как крепятся провода статора к диодному мосту. Просто прижимаются пружиной…
Но, внимание! Провода в каком то покрытии. То ли луженые, то ли серебреные. В общем будете чистить, не переусердствовайте. Было ОЧЕНЬ большое желание их припаять. Но не стал, конструкторам виднее, подумал я. Передний подшипник неплох, но смазки нет. Либо не было, либо вытекла.