Управление квадроциклом с правами категории в

Дата публикации: 18 марта 2016 .
Категория: Мототехника.

Современная двух-, трех- и четырехколесная техника, бесспорно, выглядит очень эффектно. Тем не менее, стоят такие «игрушки» соврем не по-детски. Цена популярных сегодня квадроциклов может составлять до 1 миллиона рублей, за такие деньги можно купить полноценный автомобиль хорошей марки из автосалона. Но, даже несмотря на свою дороговизну о таком вездеходе мечтают и взрослые и дети.

Какие же нужны права на квадроцикл и нужны ли они вообще? Если мы откроем последнюю версию ПДД, то в обязанностях водителей черным по белому будет написано, что для управления транспортным средством с двигателем объемом более 50 кубов обязательно нужны права, и квадроцикл в этом плане не исключение. Согласно тем же правилам квадроцикл подпадает под категорию мотоциклов. Соответственно любое ТС с двумя, тремя или четырьмя колесами, массой до 400 кг может быть использовано только при наличии прав. Однако, по женевской конвенции квадроциклы относятся внедорожной технике, которая не предназначена для передвижения по дорожному полотну. Исходя из этого некоторые владельцы «квадриков» проживающие в сельской местности не особенно озадачиваются получением прав и ездят в свое удовольствие. Тем не менее, если даже на проселочной грунтовой дороге вам в такой ситуации встретится инспектор ГИБДД, то блюститель закона будет вправе вас оштрафовать и даже отправить квадроцикл на штрафстоянку.

Для того чтобы не бояться внезапной встречи лучше получить необходимые документы. Однако, тут у многих возникает путаница, так как сейчас есть квадроциклы и квадрициклы. Эти транспортные средства отличаются друг от друга и требуют наличия разных категорий прав. Разберемся по порядку.

Какая категория прав нужна для квадрицикла

Отличить квадрицикл от его собрата очень легко. Этот вездеход больше напоминает миниатюрную машину, да и управление в нем осуществляется «по-автомобильному». Кроме этого, квадрициклы часто оснащаются крышей, а вместо седла в них есть удобный диван или кресло, как в машине. Еще одна отличительная черта – это «баранка».

Важно! При покупке квадрицикла продавец обязательно должен приложить к вездеходу ПТС (паспорт транспортного средства) для оформления в МРЭО.

В 2013 году в правах появилась доселе неизвестная категория – B1. Многие сочли, что она позволяет управлять машиной с автоматической коробкой передач, но это не так. Категория В1 предназначена как раз для трициклов и квадрициклов.

Но, это уместно, если ТС отвечает определенным требованиям (конструкции органов управления, массе, объему движка и так далее), но ведь вездеходы бывают разные, поэтому копнем глубже. Существуют еще такие категории, как: М и А. Для чего нужны они?

Какая категория прав нужна для квадроцикла

Если речь идет о квадроцикле, то в виду имеется мототранспортное внедорожное средство, обладающее своими отличительными чертами. Во-первых, сиденье у таких вездеходов мотоциклетное, точно также как и ручки управления. Во-вторых, конструкция руля квадроцикла напоминает велосипедную.

По своим характеристикам и в ПДД квадроциклы относятся к категории тракторов и для управления такой техникой требуются соответствующие права категории А1.

Важно! При покупке квадроцикла убедитесь в наличие ПСМ (паспорта самоходной машины) для регистрации в Гостехнадзоре.

Никаких других вариантов тут нет, так как такой путаницы, как с квадрициклами пока не придумали. Поэтому для управления «мини-трактором» можно смело оформлять права категории А1 (категория на квадроцикл).

Владельцам «квадро» с объемом движка не превышающим 50 кубов будет достаточно прав категории М (для мотороллеров).

Таким образом, можно условно разделить три категории на следующие типы:

  • М – для управления мопедами легкими квадрОциклами (объемом двигателя до 50 куб. см);
  • А1 – для мотоциклов и квадрОциклов мощностью двигателя до 11 кВт или объемом до 125 куб. см;
  • В1 – для управления трициклами и квадрИциклами.

Что нужно чтобы получить права на квадроцикл

К кандидатам на получение прав предъявляются стандартные требования. Для того чтобы получить допуск к экзамену будущему водителю должно быть не меньше 16 лет. Кроме этого, кандидат должен пройти осмотр в официальном медицинском учреждении. В справке должно быть указано, что вам разрешено управлять транспортными средствами, самоходными машинами и прочей техникой.

После этого будущий водитель вездехода должен пройти соответствующее теоретическое обучение.

Полезно! Для получения прав категории А1 допускается и самостоятельная подготовка.

Также понадобится подготовить следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление на сдачу экзамена;
  • справку из медицинского учреждения;
  • документ, подтверждающий что было пройдено обучение (обязателен только для квадрициклов);
  • удостоверение тракториста-машиниста (если таковое когда-либо выдавалось);
  • фотографию (3х4 см);
  • квиток об уплате госпошлины.

После подачи документов, все бумаги будут рассмотрены и вам сообщат о времени, месте и дате проведения экзамена.

На экзамене на категорию А1, кандидат должен пройти следующие «испытания»:

  • пройти тест на знание правил безопасности в процессе эксплуатации квадроцикла;
  • пройти тест на знание ПДД (общие правила);
  • пройти практическое испытание, которое проводится на закрытой площадке (маршрут аналогичен городским условиям).

При успешной сдаче экзамена кандидат получает удостоверение (действует 10 лет), после чего он может управлять квадроциклом.

В заключении

Оформление прав обязательно для всех людей, планирующих управлять такой техникой. Это нужно не только «для галочки», а в первую очередь для того, чтобы избежать аварийных и травмоопасных ситуаций как на дороге, так и за ее пределами. Поэтому даже если вы планируете ездить на квадроцикле по своему частному загородному участку, изучение правил безопасной эксплуатации вездеходов не будет лишней.

Читайте также:  Где заказать оригинальные запчасти


Квадр о циклы, квадр и циклы и трициклы. В чем различия?

Наверняка, вы уже знакомы с таким транспортным средством, как квадрОцикл. Оказывается для его управления обычные водительские права не подходят. А о том, какие подходят, вы узнаете чуть ниже. Также поговорим о различных типах квадроциклов и даже упомянем о снегоходах.

Но начнем мы наш экскурс с новой категории транспортных средств «B1» — трициклы и квадрициклы. Эти названия, в отличие от «квадрОциклов», у нас пока еще не на слуху и встретить подобный транспорт на российских дорогах крайне сложно.

Вообще-то многие считают, что категория «В1» позволяет управлять авто с автоматической коробкой передач. Но нет, это совершенно новая, до недавнего времени неизвестная нам категория транспорта. Хотя, конечно, все относительно. Просто существующий ранее подобный транспорт относили к другим категориям.

Что такое квадрицикл и трицикл?

Квадр и циклы – это четырехколесные мототранспортные средства, (трициклы — трехколесные), предназначенные для использования по дорогам общей сети и подлежащие регистрации в ГИБДД в общем порядке.

Примерами квадрицикла может служить советский автомобиль-мотоколяска СЗМ-С3Д «Инвалидка», (слева на рисунке). Кто-то из вас возможно помнит это «недоразумение» советской инженерной мысли со стрекочущим мотоциклетным двигателем.

Трициклы, (фото в центре), очень распространены в азиатских странах как грузо-пассажирский трехколесный мото-транспорт, (наш аналог — мотороллер «Муравей»).

А вот трехколесный мотоцикл увидеть можно разве что в крупных городах и то, если очень постараться. Просто подобные трициклы у нас водятся разве что у мото-эстетов или у рукастых кулибиных.

Кстати, большие квадрициклы довольно часто называют Шоссейным квадрОциклом, а на западе их сокращенно именуют GG-Quad, также Moto Quad, Quad Bikes и пр.

Любой из вас, при желании, может запросто обзавестись как минимум трициклом. Шквал восторженных и любопытных взглядов на дороге в ваш адрес обеспечен!


Пример имеющегося в свободной продаже трицикла — «Родстер Спайдер»

Бесспорно, современная трехколесная техника выглядит очень эффектно, но стоит это чудо. почти как полноценный автомобиль. Также, по признанию одного из владельцев, в отличии от двухколесных мотоциклов, стоять в пробках на таком аппарате придётся не реже, чем на автомобиле, при этом комфорта будет значительно меньше. Особенно в ненастную погоду.

Грубо говоря, квадрициклы — это либо трех- или четырехколесные мотоциклы, либо мини автомобили, на которые нужны такие же документы, как на машину или мотоцикл. При покупке к подобному транспорту прилагается Паспорт транспортного средства (ПТС).


Пример Паспорта транспортного средства (ПТС)

Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?

С 5 ноября 2013 года в водительских правах появилась новая категория «B1»* — трициклы и квадрициклы.

Также напомним, что подкатегория «В1», проставляется автоматом при обмене прав старого образца с открытой категорией «В». В других случаях, на категорию «B1» придется учиться и сдавать экзамен дополнительно.

Это конечно все так, но есть некоторые важные нюансы в определении категории водительских прав, необходимых для управления подобным транспортом.
Попробуем разобраться.

В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?

Согласно ПДД, к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг, (либо 550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов). и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Получается, что если масса вашего квадрицикла (трицикла) менее 400 кг* и мощность двигателя менее 15 кВт (20 л.с.), то согласно действующим ПДД – это мотоцикл и для управления подобными т.с. необходимы права с категорией «А».

При ненагруженной массе такого т.с. более 400 кг, водитель должен иметь при себе права с открытой подгатегорией «B1».

А владельцам легких трициклов и квадрициклов, (с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров) необходимо иметь права с категорией «М»** — мопед, либо обладать любой другой открытой категорией водительских прав.

__________
* — менее 550 кг при грузоперевозках.

** — Отдельно категорию «Б1» (трициклы и квадрициклы) или «M» (мопед) получить пока что не реально из-за отсутствия новой программы приема экзаменов в ГИБДД на получение прав.

Т.е. трициклы и квадрициклы, в зависимости от необходимых категорий прав на управление ими, условно можно разделить на:

"M" — легкие трициклы и квадрициклы (мопеды);
"А" — трициклы и квадрициклы, в том числе входящие в младшую категорию "А1";
"В1" — тяжелые трициклы и квадрициклы (более 400кг);

И стоило ли ради мизерного количества подобного транспорта «городить огород», и отделять его от остальных?

Вопрос спорный. Возможно, время трициклов и квадрициклов в нашей стране еще не настало. Поживем, увидим.


Пример концепта электо-трицикла «Toyota-i-ROAD»

Права на квадрОцикл и снегоход

Квадр о циклы — это мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (мотовездеходы, снегоболотоходы), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для движения вне дорог общего пользования.

На некоторых квадроциклах руль и посадка водителя не отличается от автомобильной.

Основной документ квадроцикла — это Паспорт самоходной машины (ПСМ). Подобные паспорта также выдаются на трактора и на другую строительную технику, поэтому квадроцикл можно смело назвать минитрактором.

Читайте также:  Как снять центральную панель на акценте


Пример Паспорта самоходной машины.

Регистрировать* квадроциклы, (как и мотовездеходы, снегоболотоходы и даже снегоходы), необходимо в органах Гостехнадзора и для управления ими необходимо иметь права тракториста.

Если точнее: удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории «А1» — внедорожные мототранспортные средства.

* — для регистрации «квадрОцикла», у собственника имеется не более 10-ти суток с момента его приобретения; (- либо до истечения срока действия рег. знаков «Транзит»). Эти сроки регистрации относятся к любым механическим транспортным средствам и определены они 1 пунктом «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. ». Кстати, проходить техосмотр подобных транспортных средств также требуется.

Как получить права на квадроцикл (снегоход)?

Удостоверение тракториста-машиниста на категорию «А1» можно получить с 16 лет. Для допуска к экзамену вам необходимо получить медицинскую справку с допуском к управлению тракторами (самоходными машинами) и подготовиться к квалификационному экзамену, который проводят сотрудники органов Гостехнадзора.

На категорию «А1» можно подготовиться либо самостоятельно — экстерном, либо в соответствующем учебном заведении.


Обновленный бланк Удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Экзамен на получение прав тракториста-машиниста состоит из теории и практики. Теория принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ, а практика проходит в два этапа на закрытой площадке (трактородроме).

На практическую часть экзамена можно попасть только после успешной сдачи теории. Сданный теоретический экзамен, действителен в течение 3 месяцев. Если этот срок пропущен, то перед допуском на практическую часть, необходимо будет еще раз успешно сдать теорию.

На первом практическом этапе необходимо выполнить упражнения:

  • начало движения с места на подъеме;
  • разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи;
  • постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
  • торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

Второй этап практического экзамена принимается на специальном маршруте в условиях реального функционирования самоходной машины.

Повторные экзамены назначаются не ранее чем через 7 дней. Но если 3-ри раза подряд не вы не сдаете практику, то при последующей (4-ой) попытке с вас потребуют документы о дополнительном обучении.


Пример квадроцикла, на который нужны права тракториста «А1»

Первоисточник: Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)".

Определения приведены согласно ГОСТ Р 51815-2001. Квадрициклы. и ГОСТ Р 52008-2003. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные.

Более подробную информацию о требованиях к регистрации и эксплуатации квадрициклов и квадроциклов можно найти на форуме Е1 или на этом блоге.

Ответственность водителей квадроциклов, квадрициклов и снегоходов

Напоследок стоит напомнить о том, что согласно действующим ПДД как квадрициклы, так и квадрОциклы относятся к механическим транспортным средствам. Это означает, что согласно пункту 2.1 ПДД их водители обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции (ГИБДД) предусмотренные законом документы. За отсутствие необходимых документов предусмотрен штраф.

Если транспортное средство не зарегистрировано* в установленном порядке и водитель не может подтвердить право собственности на подобную технику, то она подлежит задержанию (помещению на штрафстоянку).

__________
* — Если трех- или четырех колесный мототранспорт подпадает в категорию «мопед», то его регистрировать не требуется.

Квадроцикл, или четырехколесный мотовездеход, является внедорожным ТС, то есть не предназначенным для езды на дорогах общего пользования. Как правило, на таких ТС передвигаются люди, живущие в сельской местности, которые редко сталкиваются с постами ГИБДД. По этой причине многие собственники квадроцикла считают, что они никому не могут навредить и вправе управлять мототехникой без обучения и получения соответствующего разрешения.

Во избежание проблем с законом и существенных денежных затрат, каждый хозяин мотовездехода обязан получить ВУ, позволяющее управлять им, поэтому важно знать, какие водительские права нужны на квадроцикл в текущем 2019 году, так как они имеют ряд существенных отличий от традиционных автомобильных.

Правовое обоснование получения прав на квадроцикл в 2019 году и какая категория присваивается?

С каждым годом популярность квадроциклов растет за счет небольшого размера транспорта и его способности преодолевать любое бездорожье, включая болотистые местности. Но несмотря на то, что ТС не предназначено для перемещения по дорогам универсального пользования, каждый владелец такой техники обязан подтвердить свою квалификацию соответствующей категорией. В противном случае, данное правонарушение будет расценено как передвижение вне закона.

Порядок допуска граждан к управлению мотовездеходами и правила получения ВУ на него были определены постановлением Правительства России №796 от 1999 года. Согласно 4 ст. данного постановления, квадроцикл представляет собой средство передвижения типа мототранспорт, с возможностью передвигаться со скоростью до 50 км/ч.

Пользоваться такой техникой гражданин имеет право только после обучения и подтверждения приобретенных навыков перед экзаменационной комиссией.

Категория прав определяется объемом двигателя:

  1. «А1»- присваивается для квадроциклов с объемом бензинового мотора более 50 куб. сантиметров или электродвигателем максимальной мощностью более 4 кВт;
  2. «М»- с объемом менее 50 см³.

Данные водительские категории были введены для ТС, предназначенных для езды за пределами общих автомагистралей.

В случае обращения в отделение Госавтоинспекции будут выданы права на квадрицикл, а это, согласно установленным нормам, совершенно иной вид ТС.

Также стоит учитывать тот факт, что все стандартные автошколы не предоставляют услуги обучения езды на квадроцикле. Как правило, обучиться езде на мотовездеходах можно в тракторных школах, имеющих соответствующую аккредитацию.

Читайте также:  Honda vtz 250 характеристики

Кто может получить права категорий «А1» и «М» и какие документы для этого необходимы?

Государство выдвигает ряд требований к гражданину, желающему получить ВУ на мотовездеход. К таким требованиям относится:

  1. Возраст не младше 16 лет.
  2. Наличие справки из медицинского учреждения, которая подтверждает отсутствие у кандидата в водители противопоказаний к управлению квадроцикла.
  3. Документальное подтверждение прохождения полного курса обучения езды на мотовездеходе.

В случае наличия медицинских противопоказаний к управлению мототехникой, гражданин не будет допущен к сдаче экзамена.

Образец прав

К таким противопоказания относятся:

  • эндокринные заболевания;
  • эпилепсия;
  • моторные дисфункции (опорно-двигательные заболевания);
  • психические расстройства;
  • гепатит;
  • нарушения зрения и слуха;
  • алкоголизм и наркотическая зависимость.

Для получения прав необходимо обратиться в территориальный орган Гостехнадзора.

При этом при себе должны быть следующие документы:

  1. Заявление установленной формы, которое выдается в органе государственного технического надзора.
  2. Паспорт гражданина РФ.
  3. Справка, полученная в лицензированном медицинском учреждении, которая свидетельствует о пригодности кандидата управлять автотранспортом необходимой категории.
  4. Документ, подтверждающий сдачу экзамена на вождение.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.
  6. Фотография 3х4.

В некоторых подразделениях Гостехнадзора кандидатов в водители фотографируют самостоятельно. Поэтому перед обращением в государственный орган рекомендовано уточнить данный нюанс.

Пошаговая процедура оформления водительского удостоверения на квадроцикл

Для получения прав необходимо обратиться в местное подразделение Гостехнадзора. Однако перед обращением в госорган стоит пройти ряд обязательных этапов, среди которых подготовка документов и оплата госпошлины.

Нужно ли проходить обучение?

Прохождение обучения — обязательный этап получения прав категории «А1». Без документа, подтверждающего успешное окончание специальной подготовки, получить удостоверение невозможно.

Пройти обучение можно в специализированных центрах, учебных комбинатах, тракторных школах или любых других учреждениях, предоставляющих подобные услуги на законных основаниях, т.е. имеют соответствующую аккредитацию.

Поэтапное оформление

Процесс оформление прав на квадроцикл состоит из нескольких этапов. Водитель, желающий управлять мотовездеходом, должен:

  1. Пройти специальную подготовку, а также успешно подтвердить свои знания и навыки вождения, сдав соответствующий экзамен.
  2. Подготовить необходимую документацию (подтверждающую личность, пригодность по состоянию здоровья и сданные экзамены).
  3. Обратиться с Гостехнадзор с заявлением о намерении получить водительские права категории «А1».
  4. Оплатить госпошлину в отделении любого банка страны или с помощью терминала, интернет-банкинга или электронной платежной системы.
  5. Предоставить сотруднику регионального подразделения Гостехнадзора все подготовленные документы при личном визите.

Предоставленные физическим лицом данные проверяются сотрудником подразделения. В случае если не будет обнаружено ошибок, неточностей или заведомо неправдивой информации, ВУ будет выдано гражданину в течении 20-30 минут.

Особенности открытия подкатегорий «А1» и «М»

Открытие этих существенно отличается от процедуры получения ВУ на автомобиль. К основным отличиям относится:

  1. Допуск к сдаче экзамена можно получить только после прохождения специального обучения, т.е. самоподготовка исключена.
  2. Практическая часть экзамена сдается за пределами городских автомагистралей.
  3. Во время сдачи практики проверяются такие навыки, как змейка, восьмерка, а также маневрирование в ограниченном пространстве.

Нюансы при уже открытой категории «А»

ВУ категории «А» дает право его владельцу управлять мототехникой. Однако, прежде чем сесть за руль квадроцикла, необходимо проверить дату выдачи уже имеющегося удостоверения.

В случае наличия ВУ, которое было получено до 2000 года, достаточно просто обратиться в Гостехнадзор с заявлением с намерением получить права тракториста-машиниста. Новая категория открывается без экзаменов.

Но если категория «А» была получена после 2000 года, для получения разрешения на управление квадроциклом, объем двигателя которого превышает 50 см³ , необходимо подтвердить свои навыки на практике.

Что, если есть категория «В»?

Водитель, имеющий ВУ категории «В», имеет право управлять квадроциклом, объем двигателя которого находится в пределах 50 см³. В случае если купленный транспорт не соответствует данному требованию, перед его управлением необходимо получить ВУ тракториста-машиниста.

Это связано с тем, что теоретический экзамен направлен на проверку знаний водителя правил дорожного движения, которые были подтверждены во время открытия уже имеющийся категории.

Наказание за езду без прав

Многие владельцы мотовездеходов пренебрегают правилами и не стремятся получить удостоверение, соответствующей транспорту категории. Данное мнение, прежде всего, основано на том, что ТС предназначено для езды вне автомагистралей, а в подобных местностях наткнуться на пост ГИБДД довольно сложно.

По этой причине водители продолжают управлять транспортным средством без ВУ, считая, что таким образом они экономят время и деньги.

Однако согласно действующему законодательству, управление квадроциклом с водительскими правами несоответствующей категории или без них является административным правонарушением.

В случае если факт нарушения будет зафиксирован сотрудником ГИБДД, за езду на мотовездеходе без ВУ на физическое лицо будет наложен штраф размером от 5000 до 15000 руб. Размер штрафных санкций установлен ст.12.7 КоАП. Согласно данной статье, инспектор также может отправить транспортное средство на штрафстоянку, что повлечет за собой дополнительные расходы. Забрать квадроцикл со стоянки можно только после предъявления ВУ и оплаты административного штрафа.

За езду на ТС после лишения прав правонарушитель будет вынужден заплатить штраф размером 30 тыс. рублей.

Распространенные вопросы

Каждый гражданин РФ, желающий управлять квадроциклом, должен получить ВУ категории «А1» или «М». Наличие прав является прямым доказательством того, что лицо имеет необходимые знания и навыки для управления внедорожной мототехникой.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector