Телематика что это такое

Сейчас все в мире стремится стать сервисом, автомобильная промышленность — не исключение. Каршеринговые сервисы, сервисы помощи на дорогах, сервисы такси вместо привычного вызова по телефону машины. Сигнализация тоже превращается в сервис, когда все находится в вашем телефоне: от слежения в реалтайме до управления автомобилем и помощью на дороге. Александр Усов, исполнительный директор «CTRL Лизинг», рассказал о телематических системах, которые позволяют экономить расходы бизнесу, следить за водителями и предоставлять их портрет, чтобы принимать решение, увольнять тех, кто «не так водит», или нет, а также наблюдать в реалтайме, контролировать поломки и заказывать детали с помощью аналитики данных.

Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Немного абстрактное понятие, но что это такое на самом деле? Разберемся на примере применения технологии в транспорте. В таком контексте телематика — это система удаленного контроля состояния автомобиля. Этакий «наследник» противоугонных технологий, решивший пойти дальше.

Спутниковый мониторинг транспорта построен на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий связи, компьютерной техники и цифровых карт. Он используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.

Помимо постановки и снятия машины с охраны, современные устройства имеют некоторые дополнительные функции. Дистанционный прогрев двигателя, диагностика его состояния, снятие показателей всех датчиков, начиная с одометра и заканчивая спидометром, а также отслеживание местонахождения транспортного средства с помощью GPS и ГЛОНАСС.

Список достаточно внушительный — при том, что перечислены далеко не все варианты. Чисто физически же телематика — «черный ящик», как в переносном смысле, так и в прямом. Это в самом деле миниатюрная черная коробочка, подключающаяся к бортовой сети вашего автомобиля.

MaaS — личный автомобиль как сервис

Иногда новые технологии и новые дополнительные возможности автомобилей поначалу кажутся излишеством. В начале XX века 90% автомобилей выпускалось с открытым кузовом, сейчас мы не можем себе представить, чтобы улицы городов наводнял транспорт без крыши, особенно в российском климате. Так что вполне можно провести подобную аналогию и с телематикой.

Если обратить взгляд на Запад, то найдем этому тезису множество подтверждений. Среднегодовой показатель темпа роста с прогнозом до 2022 года — 14%. Все больше европейских владельцев автомобилей передают карту перемещений страховщикам, контролируют состояние техники на расстоянии и в целом устанавливают в салон «черную коробочку».

Чем такой рост обусловлен? В концепции «Mobility as a Service» (мобильность по требованию, MaaS — «Хайтек») во главе угла ставится не факт владения автомобилем, а возможность им воспользоваться и в принципе куда-нибудь добраться посредством транспорта. Изначально идея мобильности как сервиса принадлежала Министерству транспорта и коммуникаций Финляндии. Годом позже была озвучена на конгрессе во Франции, где был сформирован альянс MaaS, после чего концепция стала набирать популярность. Сегодня именно этим возрастающим интересом обусловлен лавинообразный рост различных агрегаторов такси вроде Uber, Яндекс и Gett, каршерингов, райдпулинга и даже проката велосипедов и самокатов.

Человек больше не стремится управлять личным транспортом, он стремится с комфортом добраться до пункта назначения. С этим же, кстати, связан и повышенный интерес к развитию беспилотных средств передвижения. Вкупе со всеми этими факторами эксперты подсчитали, что к 2020 году уже 73 млн автомобилей будут оснащены сервисами коммерческой телематики.

Как телематика сокращает расходы

Телематика позволяет существенно экономить средства как частным лицам, так и разного рода бизнесу, использующему собственный автопарк. Чем больше автопарк, тем сложнее проводить его общую диагностику, отслеживать происходящее с теми или иными единицами в гараже. Да и водительский контингент растет, а слепо доверять персоналу и рассчитывать на его благонадежность и профессионализм — непозволительный риск для бизнеса. Например, у нас в «CTRL Лизинг» телематическое оборудование позволяет контролировать все процессы, связанные с автомобилями, а так как мы предоставляем машины для шеринговых сервисов и таксомоторных парков — это очень важно.

Можно предположить, что внедрение инноваций — дело похвальное и общественно одобряемое. Оно позволяет пользоваться приятными экономическими бонусами. И внедрение телематических систем к подобным инновациям относится напрямую. В среднем полный комплект телематики обойдется примерно в 15–20 тыс. рублей, но та же система контроля расхода топлива окупит себя приблизительно за два месяца. Телематическая система позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса.

Самый очевидный бонус от внедрения — пониженные ставки по кредитам от банков и пониженный же коэффициент от страховых компаний. Многие банки и страховщики охотно соберут статистику вождения и предоставят вам как благонадежному и аккуратному товарищу более выгодные условия.

Техническая реализация телематических систем включает в себя:

  • GPS- или ГЛОНАСС-контроллер или трекер, который получает данные от спутников и передает их на серверный центр мониторинга посредством GSM, CDMA, реже спутниковой (например, «Гонец») и УКВ (коротковолновая радиосвязь) связи.
  • Серверный центр с ПО для приема, хранения, обработки и анализа данных.
  • Контрольный компьютер для анализа и сбора данных.

Кроме того, телематика можно прогнозировать износ деталей. Если вы загодя будете располагать сведениями о том, что скоро какая-либо деталь автомобиля придет в негодность, — сможете оперативно ее заменить или отремонтировать. А это, в свою очередь, сэкономит вам деньги, которые пришлось бы потратить, превратись эта деталь спонтанно в неработоспособный кусок металла. Также с помощью этой статистики можно вычислить самые быстроизнашивающиеся части автомобиля, приобрести их массово и заранее, оптимизировав тем самым закупки.

Можно составить портрет водителя и сократить расходы за счет снижения издержек на ремонт. Конечно, вы можете слепо доверять своему персоналу и лично увидеть серьезные повреждения на кузове авто. Но вы вряд ли сами узнаете, что постоянные проблемы с двигателем или тормозной системой на конкретной машине вызваны отнюдь не заводским браком, а манерой вождения конкретного человека. Телематика отслеживает стиль вождения шофера, в процессе диагностируя состояние всех подсистем автомобиля. Посредством сбора большого массива данных телематика помогла обнаружить, что таксисты из Киргизии, имея чаще всего машину с АКП, обладают характерной особенностью дергать на себя ручной тормоз, когда ждут клиента на парковке. Почему они так делают — непонятно. Такая вот национальная особенность, которая приводит к преждевременному износу систем автомобиля, потому что это происходит систематически десяток-другой раз в день. Телематика же соберет все данные, вам останется только сделать выводы: указать на дверь некомпетентному сотруднику или постоянно ремонтировать за ним разваливающуюся технику.

Для владельцев таксопарков очень важны оперативные данные о нахождении автомобиля в реалтайме. Мониторинг положения автомобиля с помощью спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС — незаменимая функция, особенно в экстренных ситуациях. Конечно, чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходима определенная структура оперативного реагирования: чтобы помчаться спасать авто из возможных передряг.

Как телематика помогает в развитии бизнеса

Мы живем в информационную эпоху, а потому нет никаких причин сомневаться: тот, кто владеет информацией, — владеет миром. Миром, конечно, с помощью автомобильной телематики овладеть вряд ли выйдет. Но вот овладеть возможностью сделать свой бизнес прибыльнее (за счет сокращения расходов на эксплуатацию техники до 30%), эффективнее и просто лучше, скорее всего, получится.

Читайте также:  Зимние шины на ланос размер 14

Система предоставляет именно столько информации, сколько нужно для далеко идущих выводов. Причем выводов, которые телематика может сделать самостоятельно, очень много. Существуют определенные «умные» системы, способные собрать в кучу вереницу данных и дать свои, тщательно выверенные рекомендации. Расход топлива, удаленная диагностика, регистрация времени работы, мониторинг и определение геолокации — все это телематические системы собирают локально или на облаке. А уже оттуда данные направляются на анализ — людям или компьютерам.

Аккумулируя подобные данные, вы можете оптимизировать издержки как для одного личного транспорта, так и для целого автопарка. Вывести более выгодные и безопасные маршруты, отследить динамику износа деталей или же просто найти способ более экономично расходовать топливный ресурс.

Телематика за автомобильную безопасность

Какая система является одной из первых, появляющихся в любом автомобиле? Противоугонная. В каком-то смысле телематика — этакий максимально эволюционировавший потомок обычной «противоугонки», и, разумеется, старых способностей «черный ящик» не утратил. Система против угона, дистанционной блокировки салона — все это само собой разумеется. Как и то, что фиксирование положения автомобиля по GPS помогает отследить его, даже если он пропал с положенного места без вашего ведома. Данные о расположении авто автоматически отправляются на пункт мониторинга, а дальнейшие действия предпринимаются уже людьми. В нашей практике был случай, когда поступал сигнал, что автомобиль без ведома владельца переместился из Москвы в Ленинградскую область. Важно, что телематические устройства, в отличие от той же сигнализации, просто так не снимешь — необходимо обладать высоким уровнем технологической грамотности.

Датчики, устанавливаемые на телематические системы:

  • датчик расхода топлива;
  • датчик нагрузки на оси ТС;
  • датчик уровня топлива в баке;
  • датчик температуры в рефрижераторе;
  • датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов — например, поворот стрелы крана или работы бетоносмесителя;
  • датчик открывания двери, капота;
  • датчик нахождения пассажира в автомобиле.

Такие устройства способны предсказывать опасные ситуации и экстренно оповещать об этом водителей. По оценке экспертов, до 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя за пару секунд до возможного столкновения. Так, например, существуют интеллектуальные системы помощи и предотвращения аварий (Advanced driver-assistance system, они же ADAS — «Хайтек»). Такие системы настраиваются индивидуально под каждый стиль вождения и тип транспортного средства и могут предупреждать об опасности за промежуток от 2,7 до 0,6 секунд. Под индивидуальной настройкой понимается ручная настройка таких параметров, например, при какой дистанции сближения с другими автомобилями необходимо подавать сигнал водителю. На рынке представлены устройства компаний MobilEye, NOVACOM-GNS и других.

При всей кажущейся невероятности устроены подобные системы довольно просто. Например, модуль обработки NOVACOM-GNS осуществляет непрерывный анализ видео и формирует сообщения. Эти данные — информационного и экстренного характера — воспроизводятся на дисплее водителя, а также передаются в навигационный блок мониторинга, где обрабатываются и доставляются на сервер хранения и обработки информации. Сервер посредством веб-ориентированного АРМ-диспетчера выводит информацию об экстренных событиях системы и прочих важных характеристиках движения (скорость, направление и другие) с привязкой к местности на карте в режиме онлайн или в форме отчетов.

Данные устройства снижают аварийность на 30–35% за счет оповещений. А их самообучаемая модель определения опасностей работает с точностью 99,9%. Так что ждать будущего автомобильной безопасности незачем — оно уже здесь и стучится в дверь.

На вашем автомобиле есть телематика? Не телевизор, не автоматическая коробка, не телефон, а именно телематика? Что означает сей новомодный термин? Михаил Колодочкин излагает свое видение на природу этого явления.

ИГРУШКА ИЛИ НЕТ?

Говорят, что интеллигентный человек — это тот, который может описать Анджелину Джоли, не водя руками по воздуху.

Не получается? Столь же сложно кратко объяснить, что такое телематика. Студент скажет, что это телекоммуникация плюс информатика. Но всё становится понятнее, если вспомнить, что автомобильная телематика — это дочка (или внучка?) противоугонки. Так вот, телематика — это своего рода навороченная противоугонка. Эдакий «Айфон» рядом с обычным телефоном.

Нужна ли телематика лично вам? Опять вспомню про «Айфон». Если вам достаточно просто разговаривать или обмениваться эсэмэсками, то он вам ни к чему. А вот если захочется перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в Интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку, то обычного телефона для этих целей точно не хватит.

То же самое относится к телематике. Точнее, к телематическим охранным системам — последние новинки противоугонного мира называют так. И если вы хотите, чтобы эта самая охрана заодно обеспечивала навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции, связь и что-то еще в этом роде, то новинка — для вас.

Куда отнести все это — к игрушкам или к чему-то полезному?

Предположим, близкий вам человек «сломался» где-то вдали от дома и просит помочь. Но объяснить, куда он заехал, толком не может: что это за шоссе и где тут километровые столбы — без понятия… Зато вы сориентируетесь мгновенно, взглянув на экран любого подходящего гаджета, знакомого с Интернетом. Машина сама сообщает по каналу GPRS свои координаты, определяемые по GPS и ГЛОНАСС.

То же самое происходит и с целью профилактики. Телематический комплекс может подключаться к CAN-шине, постоянно собирая базу данных относительно всех нюансов поведения машины на дороге. В случае ДТП информация понадобится автостраховщикам и ГИБДД — всегда можно выяснить, был ли в момент аварии включен поворотник, как менялось ускорение, с какого момента тормозил водитель. Всю подобную информацию машина выдает на сервер компании-производителя телематического комплекса, а оттуда она отправляется заинтересованным лицам, подключенным к системе, — в идеале это дилеры, страховщики, ГИБДД, скорая. Факт ДТП телематика может установить самостоятельно: встроенный акселерометр при ударе зафиксирует запредельные значения. В любом случае координаты происшествия будут точно известны.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Как все это устроено? Грубо говоря, телематический комплекс — это коробочка типа «черный ящик» плюс онлайн-сервис. Черный ящик — это своего рода мозг телематики, а онлайн-сервис — ее язык и уши. Мозг постоянно собирает информацию, какая ему только доступна, а язык доносит ее до заинтересованных сторон. Уши, в свою очередь, сообщают мозгу пожелания хозяина.

Технически это обеспечено примерно так. В упомянутой «коробочке» установлена симка, обеспечивающая обмен информацией по Сети самыми разными способами — от SMS и передачи данных по каналу GPRS до голосовой связи. При этом у вас должен быть также доступ к Сети — оптимальным вариантом является смартфон с операционной системой Android или iOS. Говорить при этом не нужно: команды подают нажатием кнопок. Разработчики уверяют, что подделать такое соединение в GSM-сети существенно сложнее, чем подменить SMS.

Понятно, что на время отсутствия сотовой сети возможность общаться с машиной пропадает — остаются только штатные брелочки. Но оповещения записываются в память устройства и передаются адресату при восстановлении подключения к сети.

Кстати о брелочках. Побочным эффектом от пришествия телематики является их грядущее вымирание. Кому они будут нужны, когда тот же смартфон уже стал чуть ли не предметом первой необходимости? А возможностей у него, мягко говоря, побольше. Да и экран посимпатичнее. С дальностью тоже все понятно: даже находясь где-то в Кейптауне или Канберре, вы всегда будете знать, что творится с вашей машиной. Никакому двустороннему брелоку это не по силам.

Читайте также:  Замена маслосъемных колпачков 1zz fe своими руками

Само собой, данные с моего автомобиля я не хочу слать кому попало. На этот случай придуман «Личный кабинет» с кучей настроек. С другой стороны, заинтересованная организация, будь то автосалон, представительство автопроизводителя или ГИБДД, также являются пользователями телематического портала, и в своих настройках они указывают, какую информацию хотят получать от пользователей. Настройки портала позволяют гибко конфигурировать состав информации и список ее адресатов. Нюансы определяет конкретный бренд фирмы-разработчика. Скажем, автосалон, продавший пользователю автомобиль, заинтересован в своевременном приглашении его на техобслуживание и пользуется сервисом «Напоминание о ТО». Ответственному менеджеру автосалона на его электронную почту приходят оповещения, когда пробег автомобилей приближается к заветному значению или подходит срок ТО по времени. Интересную информацию найдут и страховые компании: их сотрудники на специальной странице портала могут узнать текущее значение пробега автомобиля.

Финансовые вопросы определяются конкретным разработчиком. Как правило, абонентская плата отсутствует. Пользователь оплачивает только трафик сотовому оператору. В комплект приобретаемого устройства входит сим-карта одного из операторов «большой тройки». Стоимость пользования зависит от типа трафика: дешевле всего GPRS (Интернет), чуть дороже — звонки и SMS. Обычно расход на трафик не превышает 100 рублей в месяц.

При этом пользователь свободен в выборе оператора — достаточно поменять сим-карту. Можно сказать, что телематический рынок не нов, поскольку коммерческие предприятия давно используют телематику для контроля расхода топлива и маршрута передвижения автомобилей. Новым является появление в телематике обратной связи для управления охранной системой и традиционных охранных возможностей.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Есть ли от всего этого реальная польза? Да, безусловно. Скажу больше: других «охранок», я думаю, вскоре уже и не будет! Попробуйте сегодня отыскать на рынке телефон без фотокамеры — их практически нет. Так и здесь: телематика постепенно станет чем-то привычным. Как смартфон в руках школьника.

Теперь о ложке дегтя.

Если телефон предназначен исключительно для разговоров, то у «Айфона» эта функция второстепенная — на первом плане всякого рода развлекушки и полезняшки. То же самое, на мой взгляд, относится и к телематике: охрана автомобиля от угона стала чем-то неглавным. Более того, есть проблемы, которые, как мне кажется, уже дают о себе знать.

Речь о безопасности, ради которой все и затевалось. Тот же смартфон, научившийся фотографировать, стал слишком умным, освоив опцию автоматического резервного копирования данных в «облако». И стереть эти данные пользователь просто так не может. Я считаю, что это подарок для хакера. А если такое же «облако» появится у автомобилей? Вас обрадует мысль о том, что некто сможет все это как-то использовать? Производители говорят, что это невозможно, но я что-то не очень верю. А в Сети всё чаще появляется информация о том, как хакеры заставляют чужие машины подчиняться своим командам — примерно как в «Терминаторе‑3». Так что возможно всё!

Копаем дальше. Умная телематика способна при необходимости направить меня с машиной в ближайший сервис, где нас быстренько починят, заправят и подкрутят. Очень хорошо, но что-то подсказывает: в соответствующий перечень попадет далеко не каждый сервис, магазин или АЗС. Иными словами, мной обязательно начнут манипулировать. Это неприятно.

На моей машине никакой телематики сегодня нет. Что будет завтра, не знаю. Может быть, всё произойдет как бы само собой и телематика станет чем-то банальным и привычным. Как фильмы с Анджелиной Джоли.

Под телематикой понимают обмен информацией/данными посредством автомобильного телефона (как правило) и дальнейшую обработку информации/данных.

Телематика — это искусственно образованное слово, состоящее из слов «телекоммуникация» и «информатика». В различных вариантах применения телематики данные могут передаваться из автомобиля, обрабатываться телематическими службами и возможно также передаваться далее, а также данные могут передаваться в автомобиль и там обрабатываться. Распространенные на сегодняшний момент функции телематики — это транспортная телематика, пассивный или активный экстренный вызов, службы поддержки в режиме онлайн с доступом в Интернет и автомобильные приложения.

Транспортная телематика

Самая первая функция телематики возникла вследствие потребности информирования о препятствиях на дорогах, пробках и т.п. и возможности на основе этой информации объехать эти препятствия. Для этого существуют два источника информации:

  • Во-первых, через канал передачи сообщений о маршрутах движения (ТМС) радиокомпаниями без дополнительных пошлин, чьи данные принимаются по радио.
  • Во-вторых, информация о ситуации на дорогах, предоставляемая операторами мобильной связи по SMS. В обоих случаях информация при необходимости индицируется для принятия к сведению водителем и передается в навигационную систему.

Таким образом, информация о ситуации на дорогах может учитываться при расчете маршрута для сопровождения до цели. Для обоих источников данных определены стандарты, чтобы они могли обрабатываться разными приборами.

Канал передачи сообщений о маршрутах движения является частью введенной много лет назад системы передачи данных по радио (RDS; индикация названия радиостанции, альтернативных частот, опознавание оповещения и т.п.). Информация о ситуации на дорогах в цифровом виде передается в соответствии с международным стандартным протоколом Alert-C. При этом передается информация о событии (пробка, авария, затор, гололед и т.и.) и месте события (участок автомагистрали, улица и т.п.). В радиоприемнике сохранен как список всех возможных событий, так называемый Event list, так и список всех названий и номеров автомагистралей, дорог федерального значения и проселочных дорог, так называемый location table. Радиоприемник сохраняет и «переводит» принятую закодированную информацию и представляет ее в понятной водителю форме. Одновременно данные сначала передаются на блок управления телематики и там сохраняются и при необходимости передаются в навигационную систему, которая отбирает данные относительно выбранного маршрута и при необходимости выполняет новый расчет маршрута. То же самое происходит и с принятыми по мобильному телефону сообщениями о ситуации на дорогах, которые запрашиваются у мобильного оператора за дополнительную плату. При этом при включенной навигационной системе блок управления телефона/телематики регулярно (прибл. каждые 15 минут) актуализирует через мобильного оператора информацию о ситуации на дорогах на протяжении рассчитанного маршрута.

Данная информация о ситуации на дорогах основывается не только на полицейских сводках, данных с автомобильных развязок и устройств, сообщающих о возникновении дорожных пробок, но и на данных более чем 4000 дорожных датчиков, которые установлены на мостах автострад и измеряют количество автомобилей (плотность дорожного потока) и их скорость. Такая информация является более точной, актуальной и достоверной. Это позволяет точно определить препятствие на дороге, показать это на карте и лучше выполнить расчет альтернативного маршрута в объезд создавшейся помехи на пути следования.

Однако индикация и расчет альтернативного маршрута будут точными только в той степени, в которой поступающая информация соответствует действительности. Над улучшением актуальности информации о ситуации на дорогах работа ведется постоянно.

Передача информации о ситуации на дорогах посредством SMS на мобильный телефон осуществляется согласно установленному стандарту, так называемому GATS (Global Automotive Telematics Standart). Этот стандарт регулирует также передачу данных для всех других функций телематики. Данные для передачи в GSM-сетях сжимаются, чтобы добиться более высокой скорости передачи данных. Этот процесс называют также уплотнением или GPRS (General Paked Radio Service).

Читайте также:  Волга 31105 двигатель крайслер фото

Функция экстренного вызова

Основной функцией телематики при аварии является автоматический экстренный вызов. В случае аварии со срабатыванием подушки безопасности блок управления телематики получает соответствующие данные от блока управления, который отвечает за работу и срабатывание систем удержания пассажиров. Затем блок управления телематики отправляет сообщение оператору с указанием точного местоположения, степени тяжести аварии и вида экстренного вызова.

Информация о месте аварии может быть получена от навигационной системы, однако, чаще всего, она непосредственно определяется дополнительным GPS-модулем в блоке управления телематики. После автоматического экстренного вызова всегда предпринимается попытка посредством голосовой связи связаться с автомобилем, попавшим в аварию. Здесь существуют различия в способах связи у разных производителей автомобилей и работающих с ними операторов. Голосовая связь может быть установлена непосредственно автомобилем с центральным пультом службы спасения или через оператора, и только затем экстренный вызов передается оператором на центральный пульт службы спасения. Второй способ требует больше времени, но предотвращает ложный вызов службы спасения.

Экстренный вызов можно сделать и вручную, если, например, вы видите аварию, (первым прибыли на место аварии) или сами почувствовали внезапное серьезное ухудшение состояния здоровья. Для этого потребуется нажать на кнопку экстренного вызова, которая, как правило, находится в передней области крыши.

При этом (также в первую очередь) передаются данные автомобиля и его местоположение. Кроме того, передается сообщение о том, что экстренный вызов был сделан вручную. Затем устанавливается голосовая связь, и оператором при необходимости предпринимаются действия.

В случае аварии или технической поломки также имеется возможность сделать звонок в сервисную службу. В этом случае сначала передаются данные о местоположении автомобиля и данные об автомобиле (номер шасси, модель, …) и выполняется голосовое соединение с центральной сервисной службой. Звонок в сервисную службу, часто называемый аварийным вызовом, у некоторых производителей можно выполнить посредством меню телефона или информационных систем для водителя.

Экстренные автоматические звонки и звонки вручную, а также звонки в сервисную службу, можно сделать только тогда, когда телефон включен и зарегистрирован в сети. Только некоторые производители имеют собственную телефонную карточку, встроенную в блок управления телематики и подключенную к этим службам. GPS-модуль в блоке управления, аварийное электропитание для блока управления телематики, а также дополнительную аварийную антенну, если обычная антенна вышла из строя при аварии, предлагают также только некоторые производители. Но даже если имеются все дополнительные средства безопасности, остаточный риск не может быть исключен из-за неполного покрытия телефонной сети.

Если в рамках поиска неисправностей для проведения диагностики или проверки работоспособности обязательно потребуется экстренный вызов вручную или звонок в сервисную службу, необходимо оставаться на линии до тех пор, пока не будет установлена голосовая связь с оператором и во избежание ложного вызова службы спасения не будет объяснено, что речь идет только о тесте.

Онлайн-службы

Функции телематики предлагают также возможность доступа к онлайн-службам на базе Интернет. Однако, как уже говорит название, .речь идет не о прямом доступе к Интернету, а об онлайн-службах, которые базируются на Интернете и работают через портал производителя для обеспечения отдельных нужд автомобиля.

При этом в первую очередь следует учитывать значительно меньшую скорость передачи данных, чем с домашнего компьютера с современными каналами передачи данных. Обычно через GSM-сеть данные предаются со скоростью 9,6 кбит/с. Но и в GSM-сетях на сегодняшний день существуют разные возможности повышения скорости передачи данных.

HSCSD (система высокоскоростной передачи данных по коммутируемым каналам) в сочетании с ПК, ноутбуками и т.п., и уже упомянутая GPRS, используемая в телематике автомобиля. Благодаря ним можно достигнуть скорости до 14,4 кбит/с для передачи данных из автомобиля, так называемой Uplink (= англ. прямое соединение), и до 43,2 кбит/с для передачи данных в автомобиль, так называемой Downlink (= англ. обратное соединение). Значительного повышения скорости удалось достичь только благодаря системе UMTS (универсальная система мобильной связи), используемой и в автомобильном секторе. При помощи UMTS передача данных при стоящем автомобиле возможна со скоростью макс, до 2 Мбит/с. Однако во время движения такая скорость передачи данных снова значительно падает.

Наряду с возможной скоростью передачи данных с условиями в автомобиле должны быть согласованы размер изображений, шрифта, текстов в целом и т.п. И выбор имеющихся страниц в большинстве случаев ограничивается необходимостями, зависящими от автомобиля и дороги.

Можно, например, искать гостиницы, рестораны, достопримечательности, парковки, аптеки и заправки и выводить на дисплей подробную информацию о них.

Также можно запросить различные биржевые курсы и новости, а также информацию о погоде. Возможны также вызов и индикация электронных сообщений и личных записей посредством функций телематики.

При неисправностях в качестве причины следует рассматривать не только сбои в работе автомобиля и передачу данных, но и вероятные сбои систем портала производителя или даже вирусы из Интернета.

Функции телематики, относящиеся к автомобилю

Соединение почти всех систем автомобиля шинами данных, встроенные информационные системы для водителя и современные блоки управления телефона/телематики наряду с вышеописанными и уже распространенными функциями телематики, открывают ряд других возможных применений. Некоторые из них уже частично интегрированы некоторыми производителями автомобилей в отдельных моделях, другие еще разрабатываются и их применение предполагается в скором будущем.

Одной из уже реализованных функций телематики для автомобиля является так называемая функция TeleService. При этом посредством SMS через мобильного оператора дилеру передается информация о необходимости технического обслуживания за четыре недели до установленного срока. Таким образом, дилер информируется о необходимости проведения обслуживания, после этого он связывается с клиентом по телефону для согласования срока проведения обслуживания. Работа такой функции предполагает оснащение автомобиля системой телефона/телематики и на сегодняшний день доступна только в некоторых странах.

Другой, уже используемой функцией телематики является функция теледиагностики, которая является модернизацией функции аварийного звонка в сервисную службу. Наряду с точным местоположением и данными автомобиля (номер шасси, модель, год выпуска, пробег) в сервисную службу или службу клиентской поддержки передается информация о температуре двигателя, напряжении аккумуляторной батареи и сохраненные сообщения о неисправностях и предупреждения. Это обеспечивается в случае аварии еще более целенаправленную техническую помощь.

Непосредственное соединение с центром обслуживания клиентов производителя возможно также посредством кнопки «Info/кнопка информации». Клиент может обратиться с общими вопросами по автомобилю к консультанту производителя. Следующей, уже используемой функцией телематики является так называемая функция Thermocall. Посредством телефонного звонка можно активировать систему автономного отопления или включить вентиляцию. Это позволяет своевременно прогреть автомобиль без необходимости нахождения рядом с автомобилем.

На сегодняшний день используется также телефонная передача новых программ, версий программного обеспечения для устранения сбоев в работе автомобиля или актуализации программного обеспечения. Таким образом, возможна, по меньшей мере, передача небольших обновлений в виде загрузки на телефон при стоящем автомобиле.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector