Стенд для монтажа и демонтажа шин

При демонтаже шины грузового автомобиля, имеющего плоский разборный обод, вначале выпускают из камеры воздух, для чего отвертывают колпак и выворачивают золотник вентиля.

После этого проталкивают вентиль внутрь покрышки и снимают запорное кольцо и съемную закраину (реборду) обода на стенде для демонтажа шин. Затем стягивают покрышку с обода и вынимают из нее камеру и ободную ленту (флеп). При монтаже шины удаляют из нее пыль и песок и тщательно очищают, а ободную ленту и камеру припудривают тальком. Затем камеру вкладывают внутрь покрышки, слегка накачивают воздухом, расправляют и вставляют ободную ленту между камерой и бортами покрышки. После этого покрышку с камерой надевают на обод диска колеса и пропускают вентиль камеры в отверстие обода.

Для облегчения трудоемкого процесса монтажа и демонтажа шин применяют различные стенды или приспособления. По способу привода эти стенды подразделяются на механические, гидравлические и пневматические.

Рис. Стенд для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей: 1 — упоры; 2 — съемник; 3— винты; 4 — лапы; 5—пневматический патрон; 6 — рама; 7— гидравлический подъемник; 8 — шестерня; 9 — редуктор; 10 — гидравлический привод; 11 — гидравлический цилиндр; 12 — бачок; 13 — обечайка

На рисунке показан стенд ГАРО (модель 2467) с гидравлическим приводом для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей. Стенд состоит из металлической рамы 6, с левой стороны которой располагают гидравлический цилиндр 11 и насос с электродвигателем, с правой — шесть упорных лап 4, положение которых можно регулировать. В нижней части рамы стенда имеется гидравлический подъемннк 7 для подъема устанавливаемого па него колеса и центрирования его относительно пневматического патрона 5, закрепленного на штоке гидравлического цилиндра 11. На раме стенда (слева) располагается механизм для снятия и установки замочного кольца. Механизм состоит из профильного кольца, в котором вращается шестерня 8, приводимая во вращение от электродвигателя через червячный редуктор 9. На шестерне закрепляется съемник 2. Для отжима бортового кольца предусмотрены упоры 1. Бачок 12 служит для питания гидравлической системы маслом.

В начале операции демонтажа шины снимают запорное кольцо. Для этого устанавливают и закрепляют диск колеса на пневматическом патроне и краном управления гидравлического цилиндра перемещает его шток влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 1, которыми бортовое кольцо несколько отжимается, освобождая замочное кольцо. При этой операции съемник 2 должен войти в зазор стыка замка. После этого включают электродвигатель привода шестерни 8. При вращении съемника 2 (вместе с шестерней 8) замочное кольцо шины выходит из канавки диска. Для снятия покрышки с обода диска колеса шток гидравлического цилиндра перемещают вправо.

В этом случае лапы 4 своими концами входят между отбортовкой колеса и шиной, и при дальнейшем перемещении диска колеса вправо снимают покрышку. При монтаже шины вставляют на упор 1 запорное кольцо, затем вручную надевают покрышку с камерой и ободным кольцом на обод диска и устанавливают подготовленное таким образом колесо на пневматический патрон стенда. Вместо съемника 2 закрепляют специальный ролик. При подаче штока гидравлического цилиндра влево отжимают упором 1 ободное кольцо, вставляют замковое кольцо в освободившуюся канавку диска и включают привод, вращающий кольцо 13 вместе с роликом. При вращении ролика замковое кольцо будет закатываться в канавку диска. Наибольшее усилие, развиваемое на штоке гидравлического цилиндра при снятии шин, 20 т. Мощность электродвигателя 1 квт.

Стенд ГАРО (модель 1102) для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей показан на рисунке. Электродвигатель привода стенда размещен вместе с червячным редуктором внутри стола стенда. При демонтаже (или монтаже) покрышки диск колеса устанавливают на сменную ступицу 9 с пятью штырями 8 и закрепляют гайкой 7. Освободив фиксаторы 11 на рычагах 4, выдвигают ролики 10 и устанавливают их в положение, при котором они прижимаются к закраине диска колеса. После этого включают электродвигатель, который через редуктор и вертикальный вал передает вращение ступице вместе с колесом со скоростью 10 об/мин. Далее, вращая маховичок 2 по часовой стрелке, сближают нажимные ролики 10, которые обкатываются по борту покрышки, отрывают его от закраин обода диска и сбрасывают с полок в углубление обода за 1 — 1,5 оборота. Затем выключают электродвигатель и вращением маховичка против часовой стрелки отводят ролики в сторону. Под верхний борт покрышки вводят специальную лопатку, выворачивают его над закраиной диска и укрепляют лопатку на штыре 3 стойки 1. После этого включают электродвигатель и за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки. Выключив станок, извлекают камеру, вводят лопатку под нижний борт и таким же приемом выворачивают его за верхнюю закраину обода, полностью демонтируя покрышку.

Читайте также:  Вискомуфта газель некст евотеч

При монтаже покрышки предварительно в нее вставляют слегка накачанную камеру и устанавливают на диск колеса. После этого нижний ролик отводят в сторону, а верхний нажимной ролик вращением маховичка 2 подводят до упора в закраину диска колеса и включают электродвигатель. Вертикальный цилиндрический ролик 6, укрепленный на рычаге 5, при этом обкатывается по внутренней стороне борта покрышки. За один оборот колеса забортовываются одновременно оба борта покрышки. На данном станке монтируют и демонтируют также бескамерные шины тем же способом, что и камерные, но более осторожно, без резких усилий, чтобы избежать повреждений бортов шин. Перед монтажом бескамерной шины необходимо протереть чистой мокрой тряпкой борта шин, а также полки и закраины обода.

При монтаже бескамерных шин вручную применяют монтажные лопатки, которые должны быть гладкими и чистыми без зазубрин. Для создания герметичности между бортами шины и закраинами обода колеса перед накачиванием шииы ее обжимают по окружности протектора при помощи стяжной ленты на приспособлениях с пневматическим или механическим приводом. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают и обжатую шину накачивают сжатым воздухом при вывернутом золотнике вентиля до давления, в 1,5—2 раза превышающего нормальное внутреннее давление (с целью плотной посадки бортов на обод), после чего, вывернув золотник, уменьшают давление до нормы.

Рис. Стенд для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей

Рис. Приспособление для обжатия бескамерной шины легкового автомобиля

Для проверки герметичности заливают воду (лучше мыльную) между закраинами обода и бортами шины горизонтально лежащего колеса и следят за появлением в слое воды пузырьков воздуха.

Стенды для монтажа и демонтажа шин

Одна из наиболее частых процедур, осуществляемых с колесами — монтаж и демонтаж покрышки с диском. Демонтаж и монтаж шины выполняют на специальных электрогидравличе-ских стендах. Большинство современных стендов для монтажа имеют одинаковый принцип действия. Основное требование к ним — минимизировать в процессе работы механическое воздействие на покрышку и, прежде всего, на диск.

Практически у всех современных шиномонтажных стендов (рис. 8.1), независимо от фирмы-изготовителя, одинаковая схема: вращающийся с помощью электропривода в горизонтальной плоскости стол 1 с кулачками для крепления колеса и удержания его от проскальзывания; монтажно-демонтажная головка (лапка) 3, смонтированная на регулируемой по высоте вертикальной стойке 2; пневматическое отжимное устройство 4, отжимающее шину от замочной канавки обода.

Главное отличие полностью автоматизированных стендов от полуавтоматов в том, что ручные и механические операции (в том числе отвод и установка рабочей лапки) заменены пневматикой. Пневматическая фиксация лапки повышает точность ее установки на колесном диске без непосредственного контакта с диском. Такие стенды имеют дополнительное устройство для разборки колеса с покрышкой сверхнизкого профиля одним оператором, а также приспособление для подкачки бескамерной покрышки при монтаже. У полуавтоматических стендов лапка имеет две степени свободы — по радиусу подводится к закраине диска и опускается вниз. У станков-автоматов за счет откидывающейся штанги мон-

Рис. 8.1. Шиномонтажный стенд:

/ — стол; 2— вертикальная стойка; 3 — монтажно-демонтажная головка (лапка);

4 — отжимное устройство

тажная лапка имеет три степени свободы. Подвод ее осуществляется автоматически с помощью педали и пневматического привода, при этом все необходимые зазоры выдерживаются автоматически, оператору нужно только прижать лапку к диску и нажать кнопку.

Шиномонтажные стенды для бескамерных шин. Шиномонтажные стенды для бескамерных шин (в обозначении модели стенда стоит индекс «1Т») оснащаются взрывчатой накачкой бескамерных шин, облегчающей и ускоряющей посадку бескамерной шины на диск. У некоторых стендов устройство взрывной накачки шин дополнено генератором азота для накачки. Использование азота вместо сжатого воздуха имеет ряд существенных преимуществ: повышается стабильность давления в шине, а следовательно, и безопасность на трассе, не возникает условий для конденсации влаги в шине, что предотвращает ржавление дисков и увеличивает срок службы шин.

Педаль, управляющая накачкой воздуха через ниппель, выполнена таким образом, что более сильное нажатие на нее приводит к резкой, практически взрывной подаче воздуха через кулачки зажимного патрона в зазор между диском и бортом шины. При этом она с хлопком садится на полку диска.

Необходимость во взрывчатой подаче воздуха возникает в трех случаях: при небольшом несоответствии ширины диска ширине шины (например, когда на диск, на котором стояли летние шины, ставят более узкие зимние); если шины хранили сложенными штабелем и нижние экземпляры оказались сжаты; при мо-таже РАХ-шин.

Читайте также:  Ларгус и логан отличия

Особенность РАХ-шин МісИеНп заключается в том, что при монтаже покрышки на диск надевается эластичный обод. Это позволяет двигаться с высокой скоростью на полностью спущенном колесе. Сложность работы с РАХ-шинами обусловлена тем, что радиусы противоположных бортов шин и дисков различны. Для работы с такими шинами необходимы специальные приспособления и обязательно использование автоматического стенда с манипулятором «третья рука», заменяющим ручные инструменты для поддержки колеса и заправки монтажной лапки (такой манипулятор установлен только на автоматических стендах).

Манипулятор «третья рука» необходим и при монтаже низкопрофильных шин. У этих шин очень жесткий борт, он мешает кулачкам захватить наружную часть обода (кулачки упираются в борт шины и, когда сходятся, проскакивают ниже обода). Чтобы обеспечить захват, нужно осадить колесо вниз, приложив достаточно большое усилие. «Третья рука» с помощью специального приспособления надавливает на центральную часть колеса и позволяет кулачкам свободно зафиксировать обод.

Рис. 8.2. Стенд для монтажа шин грузовых автомобилей

Из-за большой жесткости борта вставить монтажную лопатку между закраиной обода и шиной крайне сложно. «Третья рука» с помощью дополнительного ролика может отжать борт шины, что позволяет легко вставить лопатку в образовавшуюся щель.

Стенды для монтажа шин грузовых автомобилей. В отличие от оборудования для легковых автомобилей, где колесо размещается на горизонтальном поворотном столе, в стендах для массивных колес грузовиков оно обслуживается в нормальном, вертикальном положении (рис. 8.2). Так удается избежать серьезной проблемы — как кантовать массивное колесо в процессе работы.

Потребность в конструкции

Проведение технического обслуживания зачастую сопровождаются ремонтом колес автомобилей. Наиболее часто выходят из строя камеры и покрышки. Их ремонт производится только в демонтированном состоянии. Демонтаж шин является довольно трудоемким. Зачастую для демонтажа шин грузовых автомобилей необходимо приложение больших усилий. Для этого необходимо применение специальных стендов.

Анализ оборудования для монтажа и демонтажа шин

Под этим названием объединяют две группы оборудования: первая группа обеспечивает выполнение наиболее трудоемкой операции при ремонте шин — демонтаж (монтаж) ее с диска колеса, ко второй группе относят оборудование и инструмент для восстановительного ремонта местных повреждений камер и покрышек.

Принципиально конструкции стендов отличаются по расположению колес на стенде и по методу создания отрывного усилия между шиной и диском.

По расположению колес на стенде оборудование подразделяется на горизонтальное и вертикальное. Наибольшее применение получило первое конструктивное решение как более технологическая конструкция в отношении центровки диска колеса в зажимном пневматическом патроне и расположения рабочего органа.

По методу создания отрывного усилия существует два типа стендов: динамические и статические. Конструктивно более простым является второй тип стендов, у которых диск колеса жестко укреплен в патроне без возможности вращательного движения, покрышку охватывают четыре (или более) лапы и отрыв элементов колеса осуществляется за счет относительного перемещения диска и покрышки под воздействием гидроцилиндра.

Другие стенды используют динамическую схему нагружения, при которой колесо вращается с небольшой скоростью (порядка 10 об/мин), усилие, необходимое для отрыва покрышки от диска, передается нажимному ролику (или двум роликам), контактирующему с вращающимся колесом в районе закраины обода. За счет регулирования подачи воздуха в пневмоцилиндр постепенно увеличивают усилие нажатия ролика на покрышку с таким расчетом, чтобы отрыв ее от диска произошел за 1,5-2 оборота колеса.

Наиболее сложную конструкцию имеет динамический стенд с горизонтальным расположением колеса Ш 501М для демонтажа (монтажа) шин колес легковых автомобилей (рисунок 3.1). Нажимное устройство состоит из двух рычагов, поворачивающихся в вертикальной плоскости на общей оси, на которых в винтовых зажимах установлены два диска и ролик, свободно вращающиеся на своих осях. Рычаги приводятся в действие пневмоцилиндром. Связь их со штоком цилиндра осуществлена таким образом, что в зависимости от направления движения штока они сближаются друг с другом или расходятся.

Демонтаж шины осуществляется в следующей последовательности. Устанавливают в патроне (прижиме) колесо со спущенной шиной, сближают диски, которые на вращающемся колесе производят отжим покрышки от диска, затем включают двигатель привода вращения колеса, отводят диски, под верхний борт покрышки вводят демонтажную лопатку и выворачивают его над закраиной обода. После этого включают электродвигатель и с помощью второй лопатки за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки, извлекают камеру и аналогичным образом монтируют нижний борт.

Рисунок 3.1 — Стенд для демонтажа (монтажа) шин модели Ш 501М

1 — рама; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — опорный стол; 5 — подставка; 6 — прижим; 7 — ролик; 8 — верхний и нижний диски; 9 — верхний и нижний рычаги; 10 — кронштейн демонтажного колеса; 11 — ограничитель хода рычага; 12— пневмоцилиндр; 13 — демонтажный рычаг; 14 — аппаратный шкаф

Читайте также:  Масляный фильтр лада ларгус их размеры

У стендов для демонтажа (монтажа) шин грузовых автомобилей, имеющих разборные диски, после отрыва покрышки от диска операция по демонтажу заканчивается (т.е. разборка покрышки не требуется). Эти стенды дополнительно оборудованы механическим устройством для снятия замочного кольца и грузоподъемным механизмом для установки колес на стенд.

У стенда Ш-514 вместо отжимных дисков (стенд Ш-501М) используется демонтажная стойка с демонтажнои головкой (рисунок 3.2).

Рисунок 4.2 — Стенд Ш-514 для демонтажа-монтажа шин легковых автомобилей

Стенд предназначен для демонтажа и монтажа шин легковых автомобилей, устанавливаемых на колеса с диаметром обода от 13 до 16 дюймов включительно.

Тип стенда — стационарный, с механическим приводом монтируемого колеса.

На каркасе стенда смонтированы поворотный стол с механизмом привода вращения, демонтажная стойка с демонтажной головкой, отжимная лопатка с рукояткой, блок подготовки воздуха, монтировки и органы управления.

Внутри каркаса размещены электродвигатель привода вращения поворотного стола, пневмоцилиндр привода отжимной лопатки, органы управления электроприводом и пневмоцилиндрами. Поворотный стол с механизмом привода представляет собой трехкулачковый патрон, кулачки которого зажимают обод колеса за наружные поверхности закраин обода. Привод кулачков осуществляется пневмоцилиндром. Механизм привода поворотного стола состоит из электродвигателя, одноступенчатого червячного редуктора и клиноременной передачи. Демонтажная стойка служит для демонтажа и монтажа шин. Демонтажная головка перемещается в вертикальном и горизонтальном направлениях для установки стойки на соответствующий типоразмер колеса. На демо-тажной стойке установлены наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга, бачок с мыльным раствором и кистью для смачивания бортов шины с целью облегчения ее демонтажа и монтажа. Спрессовка бортов шины с обода осуществляется отжимной лопаткой, которая приводится в действие пневмоцилиндром через пару рычагов.

Широкую номенклатуру стендов выпускает известная фирма «HOFMANN» (Германия) (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 — Шиномонтажные стенды, модели MONTY 12 SE, 22 SE, 32 SE, PRO «HOFMANN» (Германия)

Стенды предназначены для монтажа и демонтажа шин легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, автобусов малой вместимости.

Самоцентрирующийся четырехкулачковый зажимной диск стенда с пусковым ограничителем обеспечивает быстрое закрепление ободов без предварительной регулировки и тем самым экономит рабочее время. Поворот колеса в обоих направлениях осуществляется электродвигателем. Два синхронно действующих пневматических цилиндра обеспечивают достаточное зажимное усилие. Отжимная лопасть не повреждает обод и шину. Монтажная головка не имеет контакта с ободом. Приспособление для смазки предохраняет пневматическое оборудование от преждевременной коррозии. Все монтажные стенды поставляются в комплекте с установкой для наполнения шин воздухом модели Omega-jet, эталонным манометром и воздушным резервуаром для монтажа бескамерных шин (может быть пристроен к оборудованию).

Стенд Monty 12 se применим в стесненных условиях. Отклоняющийся в сторону монтажный манипулятор позволяет расположить оборудование прямо у стены.

Стенд Monty 22 se более производителен в отличие от предыдущего. Монтажный манипулятор фиксирован в рабочем положении и может быть отклонен для замены колеса нажатием педали.

Стенд Monty 32 se целесообразен на крупных предприятиях с большой программой. В этой связи стенд удовлетворяет самым высоким требованиям: монтажный манипулятор поворачивается из нерабочего положения в рабочее пневматическим приводом, а монтажная головка после разовой правильной установки впоследствии устанавливается вертикально, не задевая обода, с помощью пневматического органа управления.

Стенд Monty pro применяется для нормальных и широких шин. Он монтирует и демонтирует колеса с шириной обода до 14 дюймов и диаметром до 19 дюймов, занимая при этом небольшую площадь. Отклоняющийся в сторону монтажный манипулятор позволяет расположить оборудование прямо у стены.

Техническая характеристики шиномонтажных стендов моделей MONTY

Универсальный шиномонтажный стенд для грузовых автомобилей и автобусов выпускает фирма «BEJSSBARTH» (Германия) (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 — Универсальный шиномонтажный стенд, модель М 70 фирмы «BEJSSBARTH» (Германия)

Стенд предназначен для монтажа шин грузовых автомобилей и автобусов.

Универсальный самоцентрирующийся зажимной патрон, приводимый в действие гидравлическим плунжером через ножную педаль, фиксирует обод колеса по внутреннему диаметру или в его основании. Вращение может осуществляться в обоих направлениях, на двух скоростях.

Универсальный монтажный хобот устанавливает колесо в удобное для демонтажа положение, при котором не требуется смены инструмента. Система контроля в управлении стендом, находящаяся в переносном аппарате, позволяет оператору управлять стендом дистанционно.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector