Система охлаждения ваз 2131 инжектор схема

Система охлаждения ваз 2131 инжектор схема

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Система охлаждения карбюраторного двигателя

Система охлаждения впрыскового двигателя

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя;
4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя;
5 – кран отопителя;
6 – радиатор отопителя;
7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя;
8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора;
9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
11 – перепускной (байпасный) шланг термостата;
12 – крышка насоса охлаждающей жидкости;
13 – крыльчатка вентилятора;
14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов;
15 – подводящий шланг радиатора;

16 – радиатор;
17 – пробка радиатора;
18 – сливная пробка радиатора;
19 – кожух вентилятора;
20 – отводящий шланг радиатора;
21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
22 – корпус насоса охлаждающей жидкости;
23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
24 – термостат;
25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу;
26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла;
27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска;
28 – крыльчатка электровентилятора;
29 – электродвигатель;
30 – кожух электровентиляторов.


Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Читайте также:  Термокейс для аккумулятора с подогревом отзывы

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).

На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).

Система отопления описана тут.

Видео

Система охлаждения служит для поддержания оптимального температурного режима двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Оптимальный температурный режим обеспечивает получение максимальной мощности, высокой экономичности и длительного срока службы двигателя.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (Тосол-А) в системе обеспечивается насосом, а связь системы охлаждения с атмосферой осуществляется через специальные клапаны (при определенном давлении и разрежении), находящиеся в пробках радиатора и расширительного бачка.

Система охлаждения двигателя включает рубашку охлаждения головки и блока цилиндров, радиатор, насос, термостат, вентилятор, расширительный бачок, соединительные трубопроводы и сливные краники. Кроме того, в систему охлаждения входят отопитель кузова автомобиля и обогреватель впускного трубопровода и корпуса дроссельных заслонок карбюратора.

Принципиальная схема системы охлаждения двигателя автомобиля «Нива» ВАЗ-2121 представлена на рис. 9.

Рис. 9. Принципиальная схема системы охлаждения двигателя:
1 — отопитель; 2 — край отопителя; 3 — Карбюратор; 4 — головка блока цилиндров; 5 — насос; 6 — пробка радиатора; 7 — расширительный бачок; 8 — радиатор; 9 — обводной трубопровод: 10 — термостат; 11 — блок цилиндров.

При непрогретом двигателе основной клапан термостата 10 закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор 8. В этом случае жидкость нагнетается насосом 5 в рубашку охлаждения блока 11 и головки 4 цилиндров. Из головки блока цилиндров через обводной трубопровод 9 жидкость поступает к дополнительному клапану термостата и попадает вновь в насос. Вследствие циркуляции этой части жидкости двигатель быстро прогревается. Одновременно меньшая часть жидкости поступает из головки блока цилиндров в обогреватель (рубашку) впускного трубопровода и корпуса дроссельных заслонок карбюратора 3, а при открытом кране 2 в отопитель 1 кузова автомобиля.

При прогретом двигателе дополнительный клапан термостата закрыт, а основной клапан открыт. В этом случае большая часть жидкости из головки блока цилиндров попадает в радиатор, охлаждается .в нем и через открытый основной клапан термостата поступает в насос. Меньшая часть жидкости, как и при непрогретом двигателе, циркулирует через обогреватель карбюратора и отопитель кузова автомобиля.

В некотором интервале температур основной и дополнительный клапаны термостата открыты одновременно, и охлаждающая жидкость циркулирует в этом случае по двум кругам. Количество циркулирующей жидкости в каждом круге зависит от степени открытия клапанов термостата, чем обеспечивается автоматическое поддержание оптимального температурного режима двигателя.

Расширительный бачок 7, заполненный охлаждающей жидкостью, сообщается с атмосферой через резиновый клапан, установленный в пробке бачка. Бачок соединен шлангом с заливной горловиной радиатора, которая имеет пробку с клапанами. Бачок компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости, и в системе поддерживается постоянный объем циркулирующей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости (рис. 10) центробежного типа, обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Вал 5 насоса установлен в крышке 6 в двухрядном неразборном подшипнике 4. На валу насоса напрессованы крыльчатка 8 и ступица 3 вентилятора. При вращении вала насоса охлаждающая жидкость поступает к центру крыльчатки, захватывается ее лопастями, отбрасывается к корпусу насоса под действием центробежной силы и направляется в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Уплотнительное устройство 7, установленное на валу насоса, исключает попадание жидкости в подшипник вала. Привод насоса и вентилятора осуществляется клиновым ремнем от шкива, который установлен на переднем конце коленчатого вала. Этим ремнем также вращается шкив генератора.

Читайте также:  Рычаг подвески рено логан

Рис. 10. Насос охлаждающей жидкости:
1 — шкив насоса; 2 — вентилятор; 3 — ступица; 4 — подшипник; 5 — вал; 6 — крышка; 7 — уплотнитель; 8 — крыльчатка; 9 — корпус.

Термостат (рис. 11) способствует ускорению прогрева двигателя и регулирует в определенных пределах количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Термостат представляет собой автоматический клапан. Он с твердым наполнителем, неразборный, имеет два входных патрубка 1 и 13, выходной патрубок 6, два клапана (основной 9, дополнительный 2) и чувствительный элемент. Термостат установлен перед входом в насос охлаждающей жидкости и соединяется с ним через патрубок 6. Через патрубок 1 термостат соединяется с головкой блока цилиндров двигателя, а через патрубок 13 — с нижним бачком радиатора. Чувствительный элемент термостата включает баллон 4, резиновую диафрагму 5 и шток 12. Внутри баллона, между его стенками и резиновой диафрагмой, находится твердый наполнитель (мелкокристаллический воск), обладающий высоким коэффициентом объемного расширения. Основной клапан 9 термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости более 80°С. При температуре ниже 80°С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора и она поступает из двигателя в насос, проходя через открытый дополнительный клапан 2 термостата. При возрастании температуры охлаждающей жидкости более 80 °С в чувствительном элементе плавится твердый наполнитель и объем его увеличивается. Вследствие этого шток выходит из баллона,, и баллон перемещается вверх. Дополнительный клапан при этом начинает закрываться и при температуре более 94 °С перекрывает проход охлаждающей жидкости от двигателя к насосу. Основной клапан в этом случае открывается полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

Рис. 11. Термостат:
1 — входной патрубок от двигателя; 2 — дополнительный клапан; 3 — пружина дополнительного клапана; 4 — баллон; 5 — резиновая диафрагма; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — шток; 13 — входной патрубок от радиатора 14 — наполнитель; 15 — обойма.

Радиатор (рис. 12) обеспечивает отвод тепла охлаждающей жидкости в атмосферу. Он трубчато-пластинчатый, имеет вертикальное расположение трубок и горизонтальное расположение охлаждающих пластин. Бачки радиатора и трубки — латунные, а охлаждающие пластины — стальные, луженые. В верхнем бачке 3 радиатора имеется горловина 4, через которую система охлаждения заполняется жидкостью. Горловина герметично закрывается пробкой 5, имеющей два клапана (впускной 7 и выпускной 8). Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,5кГс/см 2 (0,05 МПа), и закипевшая охлаждающая жидкость через патрубок 6 и соединительный шланг выбрасывается в расширительный бачок. Впускной клапан не имеет пружины и обеспечивает связь системы охлаждения с атмосферой через расширительный бачок и резиновый клапан в его пробке, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Впускной клапан выпускает жидкость из расширительного бачка при уменьшении ее объема в системе (при охлаждении) и пропускает в расширительный бачок при увеличении объема (при нагревании жидкости).

Рис. 12. Радиатор:
1 — нижний бачок; 2 — сердцевина; 3 — верхний бачок; 4 — заливная горловина; 5 — пробка радиатора; 6 — патрубок отвода паров; 7 — впускной клапан; 8 — выпускной клапан; 9 — кожух вентилятора.

Для направления воздушного потока через радиатор и более эффективной работы вентилятора за радиатором установлен кожух 9 вентилятора, состоящий из двух половин.

Вентилятор (см. рис. 10) увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. Вентилятор шестилопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти имеют скругленные концы и расположены под углом к плоскости вращения вентилятора. Вентилятор крепится к ступице 4 на валу насоса охлаждающей жидкости. Между вентилятором и ступицей устанавливается шкив 1 привода насоса охлаждающей жидкости.

Читайте также:  Замена троса сцепления гранта цена

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов). На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (смотрите соответствующий раздел) .

Система отопления описана в главе Печка и вентиляция.

Ссылка на основную публикацию
Сетка на воздухозаборник лада ларгус
Сделал еще одну доработку для Логана. Спасибо магазину Largus-Shop без них бы я не узнал о сетки. Для чего она...
Сайлентблок рессоры волга 31105
Пять лет прошло. Сайлентблоки передних рычагов и рессор, резиновые втулки стабилизаторов, серьг и стоек необходимо менять. Также выяснилось, что передние...
Салатовая лада веста фото
Лада Веста цвет лайм фото и особенности Прежде чем выпустить новый автомобиль, дизайнеры разрабатывают внешний вид машины. Они подходят к...
Сетка на решетку радиатора мазда сх 5
Любому владельцу сх-5 известна проблема — крупные соты верхней решётки радиатора и их полное отсутствие в нижней части, т.е. абсолютная...
Adblock detector