Система охлаждения 2115 схема

Система охлаждения 2115 схема

4.17. Система охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – заглушка; 9 – правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 – крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – блок цилиндров двигателя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 – подводящий шланг радиатора; 21 – отводящий шланг радиатора отопителя; 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – заправочный шланг; 25 – подводящий шланг радиатора отопителя; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем

Система охлаждения (рис. 4.17) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком 2, в котором установлен датчик указателя уровня охлаждающей жидкости для бортовой системы контроля.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор снабжен пластмассовой четырехлопастной крыльчаткой 13, установленной на валу электродвигателя 14, который включается и выключается контроллером системы управления двигателем.

В термостате 26 с твердым термочувствительным наполнителем предусмотрены основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры охлаждающей жидкости 102°С — не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с плаcтмассовыми бачками 6 и 9. Радиатор двухходовой с перегородкой в левом бачке. Охлаждающую жидкость заливают через наливную горловину расширительного бачка 2, в пробке 1 расширительного бачка есть впускной и выпускной клапаны. Давление открытия выпускного клапана 110–150 кПа (1,1–1,5 кгс/см 2 ), впускного – 3–13 кПа (0,03–0,13 кгс/см 2 ).

Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М.

Расположение элементов системы охлаждения в моторном отсеке: 1 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 2 – отводящий шланг радиатора 3 – подводящий шланг к радиатору; 4 – радиатор; 5 – термостат; 6 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 7 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 8 – датчик уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке; 9 – расширительный бачок; 10 – пробка расширительного бачка; 11 – кожух с вентилятором

После сильного нагрева двигателя ВАЗ-2115 возрастает вероятность его полного сгорания. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно контролировать систему охлаждения. Новички считают, что инжекторный механизм не требует регуляции, однако это не так – для двигателя ВАЗ-2115 инжектор ничего не меняется.

Уметь самостоятельно обслуживать систему охлаждения, исправлять дефекты и поломки – значит сэкономить определенную сумму средств и время. Контроля каких факторов требует устройство системы охлаждения ВАЗ-2115?

  1. Исправная работа всех компонентов.
  2. Степень герметичности.

Если существует хотя бы одна из проблем, указанных выше, пора приниматься за ремонт. Затягивать с ремонтными работами не стоит – двигатель слишком дорого стоит чтобы проводить с ним эксперименты и тем более ждать его сгорания.

Как работает система охлаждения ВАЗ-2115

В ВАЗ-2115 встроена та же система охлаждения, что и в других авто инжекторного типа. Принцип действия основан на теплообмене, который происходит с помощью жидкости. В качестве последней может выступать тосол, охлаждающий антифриз, на крайний случай вода, хотя специалисты не рекомендуют использовать последний вариант.

Схема системы охлаждения, встроенная в ВАЗ-2115, состоит из следующих ключевых компонентов, обозначенных на фото:

  • электродвигатель;
  • насос – обеспечивает движение залитой жидкости по всей системе;
  • радиатор;
  • термостат – регулирует деятельность всех составляющих конструкции.

Циркуляцию по трубам охлаждающей жидкости обеспечивает центробежное насосное устройство. Включение и отключение датчика зависит от значений, показанных датчиком.

Важен также температурный режим, имеющийся в ВАЗ-2115. Если показатели превышают установленные 87 градусов, происходит следующее:

  • клапан термостата приходит в действие и открывается;
  • жидкость для охлаждения выходит на большой круг циркуляции, который предполагает проход по трубам через двигатель и охлаждение последнего;
  • приходит в рабочее состояние вентилятор, он начинает подавать воздушный поток на решетку радиатора, а это способствует уменьшению температуры.
Читайте также:  Электроподогреватель альянс установка на патриот

Среди всех компонентов охлаждающей системы специалисты называют самый важный, без которого целостный механизм не мог бы работать исправно – это клапан, идущий от термостата. Состоит деталь из технического воска, деформирующегося под определенными температурами. Именно так обеспечивается объем подачи охлаждающей жидкости, регулируется интенсивность остывания.

Причины поломок системы охлаждения ВАЗ-2115

Ничто не вечно, поэтому система охлаждения тоже может сломаться. Справиться с неисправностью может каждый автолюбитель, сделать это своими руками несложно, тем более вы теперь знаете, как выглядит и работает схема охлаждающего устройства ВАЗ-2115.

Для начала следует точно определить возникшую проблему, это может быть:

  1. Неверное срабатывание термостата. Проверяем термостат на исправность: запускаем двигатель ВАЗ-2115 и ждем пока температура двигателя достигнет 97 градусов. Теперь ощупайте нижний патрубок, находящийся под термостатом: если он холодный, сломался клапан термостата.
  2. Не хватает уровня охлаждающей жидкости или старую отработанную субстанцию нужно заменить на новую. Антифриз легко заменить, не прибегая к помощи профессионалов: подставив под машину емкость, слейте старый антифриз, затем хорошенько пройдитесь по системе охлаждения, очистив ее от грязи специальными моющими средствами, их можно приобрести в автомагазине. Осталось залить новую жидкость. ВАЗ-2115 инжектор проще в обслуживании, чем машина с радиатором. Чтобы слить жидкость при радиаторном устройстве, воспользуйтесь такой инструкцией:
    • снимите с двигателя защиту;
    • отодвиньте регулятор температурного режима печного отопителя влево, переставив на самую высокую температуру;
    • откройте крышку расширительного бачка;
    • подставьте под радиатор тару, оставьте в открытом положении сливную пробку и слейте старый антифриз (берясь за сливную пробку, делайте это бережно, иначе есть вероятность заливания генератора);
    • 10 минут и антифриз слит, можно заливать новый тосол.
    • Нарушение герметичности системы охлаждения ВАЗ-2115. В замкнутом пространстве температура для закипания достигает 130 градусов, а в нормальных условиях составляет 108 градусов. Как видите, недостаточная герметичность провоцирует плохую работу системы охлаждения.

    Как можно решить эту проблему? Купить специальный антифриз, но при этом внимательно читайте на упаковке состав – в средстве для охлаждения должны присутствовать флуоресцентные добавки. Эти компоненты обеспечивают подсветку в ультрафиолете, благодаря которой определить трещину становится намного легче, чем вслепую.

    Теперь вы знаете точную схему системы охлаждения ВАЗ-2115 и сможете справиться с устранением поломок самостоятельно. Если не уверены в своих силах, заручитесь помощью друга и приступайте к ремонту.

    Устройство системы охлаждения показано на рис. 2-57.

    Рис. 2-57. Система охлаждения: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — отводящий патрубок водяной рубашки; 6 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 7 — пароотводящий шланг; 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — левый бачок радиатора; 10 — крыльчатка электровентилятора; 11 — трубки радиатора; 12 — правый бачок радиатора; 1 3 — сливная пробка радиатора; 14 — кожух электровентилятора; 15 — электровентилятор; 16 — ремень привода газораспределительного механизма; 17 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 18 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 19 — отводящий шланг радиатора; 2 0 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 21 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 22 — отводящий шланг радиатора отопителя; 23 — подводящий шланг радиатора отопителя; 24 — термостат; 25 — заправочный шланг

    Читайте также:  Иж ода 2126 салон

    Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.

    Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

    Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером.

    Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 85+2°С, ход основного клапана при достижении температуры 102°С не менее 8 мм.

    Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны. Давление начала открытия выпускного клапан не менее НО кПа (1,1 кгс/см 2 ), впускного — 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см 2 ).

    ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на 25-30 мм выше метки "MIN", нанесенной на расширительном бачке.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при ее нагревании объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

    При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см 3 .

    Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

    ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    Замену производите в следующем порядке.

    Отверните пробку 1 (см. рис. 2-57) расширительного бачка 2.

    Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.

    Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость. По окончании слива заверните пробки.

    Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка. При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

    Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин. на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

    Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.

    НАСОС ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    Разборка. Для разборки насоса сделайте следующее:

    — спрессуйте съемником 3 (рис. 2-58), закрепленным в тисках, шкив 2;

    — выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

    — спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

    Рис. 2-58. Снятие зубчатого шкива привода насоса: 1 — корпус насоса; 2 — зубчатый шкив; 3 — съемник

    Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 H (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми.

    Читайте также:  Запчасти на маз в орле

    Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

    Трещины и деформации корпуса не допускаются.

    Рис. 2-59. Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки: 1 — стопорный винт подшипника; 2 — корпус насоса; 3 — блок цилиндров; 4 — крыльчатка; 5 — валик подшипника; 6 — упорное уплотнительное кольцо сальника; 7 — резиновая манжета сальника; 8 — подшипник; 9 — зубчатый шкив

    Сборка. Сборку выполняйте в следующем порядке:

    — с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса;

    — запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис. 2-59);

    — заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;

    — с помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры 52+0,5 мм и 39,8+0,1 мм, показанные на рис. 2-59;

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Повторное использование зубчатого шкива не допускается.

    — проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Н·м (2,5 кгс·м). Шкив не должен провернуться.

    У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана. Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином. В основной клапан 4 (рис. 2-60) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.

    Рис. 2-60. Термостат: 1 — перепускной клапан; 2 — выходной патрубок (к насосу); 3 — пружина основного клапана; 4 — основной клапан; 5 — держатель поршня; 6 — поршень; 7 — входной патрубок (от радиатора); 8 — резиновая вставка; 9 — твердый термочувствительный наполнитель; 10 — пружина перепускного клапана; 11 — входной патрубок (от двигателя)

    Начальная температура жидкости в баке должна быть 78-80°С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1°С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой.

    За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

    Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует 85+2°С, или в случае, если при достижении температуры 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11 . Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С.

    РАДИАТОР И РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК

    Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (см. рис . 2-61).

    Рис. 2-61. Детали радиатора и электровентилятора: 1 радиатор; 2 — бачок радиатора; 3 — электродвигатель; 4 — кожух; 5 — крыльчатка; 6 — резиновая подушка; 7 — сливная пробка

    Отверните пробку расширительного бачка. Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость.

    Отсоедините электрические провода от электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка.

    Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором. Выньте радиатор из моторного отсека.

    При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

    Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок.

    Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке.

    Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха.

    При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым.

    Ссылка на основную публикацию
    Сетка на воздухозаборник лада ларгус
    Сделал еще одну доработку для Логана. Спасибо магазину Largus-Shop без них бы я не узнал о сетки. Для чего она...
    Сайлентблок рессоры волга 31105
    Пять лет прошло. Сайлентблоки передних рычагов и рессор, резиновые втулки стабилизаторов, серьг и стоек необходимо менять. Также выяснилось, что передние...
    Салатовая лада веста фото
    Лада Веста цвет лайм фото и особенности Прежде чем выпустить новый автомобиль, дизайнеры разрабатывают внешний вид машины. Они подходят к...
    Сетка на решетку радиатора мазда сх 5
    Любому владельцу сх-5 известна проблема — крупные соты верхней решётки радиатора и их полное отсутствие в нижней части, т.е. абсолютная...
    Adblock detector