Шины с протектором елочка

При покупке новых шин выбор типа протектора играет важную роль, заставляя задуматься тех водителей, которые ищут не просто самый бюджетный вариант, а учитывают свой стиль езды, тип дорог, по которым преимущественно передвигаются и технические характеристики своего автомобиля. В общем — подходят к выбору с умом.

Главной задачей автомобильной шины является создание оптимально устойчивого сцепления машины с дорожным покрытием. Понятно, что идеальных дорог не бывает, и именно по этой причине производители автошин постоянно разрабатывают и внедряют новые протекторные рисунки, пытаясь улучшить свои изделия. В идеале инженеры стремятся создать такую шину, которая будет хорошо работать на всех типах дорожного покрытия и в любую погоду.

Рисунку протектора отводится ряд важных функций. Это:

  • защита колеса от физических повреждений (проколов, порезов и т.д.) которые может причинить некачественное дорожное полотно (или его отсутствие);
  • отвод воды или снежной мезги из-под колеса, снижая риск аквапланирования;
  • сокращение тормозного пути;
  • сохранение курсовой устойчивости и управляемости машины;
  • создание акустического комфорта.

Если подобрать покрышку с рисунком протектора, не соответствующему типу дорожного покрытия, предпочитаемой скорости вождения и погодным условиям вашего региона, то все вышеуказанные показатели в разы ухудшатся. Поэтому выбирать шины нужно предельно внимательно.

Типы протекторных рисунков

Есть несколько общепринятых вариантов рисунка протектора. Прежде всего это: симметричный и несимметричный, во вторую: направленный и ненаправленный. Многие автомобилисты не знают свойств конкретного типа, и потому выбор для них становится затруднительным мероприятием. В рамках публикации опишем свойства всех видов протектора, что позволит автовладельцу увереннее себя чувствовать в автомагазине и правильно выбрать резину для автомобиля.

Симметричный ненаправленный

Этот протекторный рисунок считается «классикой». Такие автопокрышки имеют бешеную популярность, показывая оптимальное соотношение цены и качества. Ведь далеко не каждый водитель является любителем больших скоростей, а значит часто такой показатель, как «управляемость на большой скорости» при выборе шин отходит почти на последнее место. Большинству куда важнее купить шины приемлемого качества по относительно недорогой цене.

Кроме этого, такую резину несложно менять — ведь ее можно устанавливать на любое колесо, и не смотреть на правильность вращения. Еще одно преимущество рассматриваемого рисунка протектора – относительная малошумность.

Симметричный направленный

Также является очень популярным вариантом. На шине есть стрелка с пометкой «Rotation», которая указывает направление вращения колеса. Ее строго стоит учитывать при монтаже покрышки на диск.

Преимуществом таких шин является высокое сопротивление аквапланированию, а значит, они хорошо подойдут тем, кто часто ездит по влажной дороге. При помощи широких симметрично расходящихся в стороны канавок вода из-под колеса отводится очень быстро. Эффективно такая резина работает на заднеприводных машинах.

Асимметричный ненаправленный

Постепенно производители автопокрышек продвигают в массы такую резину, позиционируя ее как шины для дорогих автомобилей. Эти шины демонстрируют лучшие по сравнению с симметричными характеристики: они лучше выводят из-под себя воду и снег, при этом, не ухудшая другие показатели.

Разные части протектора дают возможность шине хорошо работать на различном покрытии. Например, внутренняя часть хорошо работает на мокрой дороге, а внешняя — неплохо загребает песок и хорошо сцепляется с сухим асфальтом. Шины с таким рисунком протектора — лидеры тестов на управляемость.

Но эта резина имеет свою особенность — ее установка должна производиться согласно нанесенным на нее обозначениям «Внешняя сторона» и «Внутренняя сторона». Если это не учитывать, шины полностью потеряют свою эффективность.

Асимметричный направленный

Довольно редкий вариант. Такая резина имеет стрелку, указывающую направление вращения, а кроме того — еще внутреннюю и внешнюю стороны (но, правда, не всегда). В подобных случаях шины будут «левые» и «правые». Соответственно, при их шиномонтаже необходимо учитывать все эти нюансы.

Преимущество асимметричных ненаправленных шин это сочетание положительных качеств направленного рисунка протектора одновременно с асимметричным.

Протектора «елочка»

Рисунок протектора, у которого под определенным углом друг от друга разводятся канавки, часто называют «елочкой». Их применение оправдано в той местности, где часто идут дожди, так как они эффективно отводят воду и хорошо цепляются за влажное дорожное покрытие.

Такой рисунок может использоваться не только на легковых, но еще и на грузовых шинах, и на покрышках для спецтехники. Еще одним преимуществом данного типа рисунка является мягкость протектора, что снижает уровень издаваемого резиной шума.

Есть и обратная сторона медали. Причем, не одна. Такая резина не подходит для использования в регионах с жарким сухим климатом. Она быстро греется, особенно на большой скорости, после чего начинает плохо держать повороты, падает курсовая устойчивость автомобиля и на прямой траектории. На сухом асфальте эти шины прилично шумят.

Читайте также:  Топливный фильтр мазда демио dy3w

Для зимы

Все вышеперечисленные виды рисунков относятся и к зимним шинам. У зимнего протектора больше ламелей, мелких элементов в рисунке. Это сделано для дополнительной мягкости шины и для дополнительных граней сцепления, что важно на скользком покрытии.

Зимний протектор может быть скандинавского или европейского типа.

Первый имеет более грубый рисунок, в котором много прямоугольных и ромбовидных блоков. Расстояние между элементами рисунка довольно большое, что позволяет легко давать корку снега или льда, и не допускать забивание протектора грязью.

У европейского рисунка не такой глубокий протектор, он никогда не имеет шипов. Среди положительных моментов можно выделить отличное сцепление при движении по слякоти и на холодном сухом асфальте (в том числе и на больших скоростях).

Нужны ли шипы?

Хоть это тема отдельных статей, но раз уж Вы интересуетесь протектором, стоит знать про достоинства и недостатки шипов. Здесь всё зависит от дорог, по которым вы преимущественно передвигаетесь зимой. Если это укатанный снег или покрытая льдом дорога, то шипы оправдывают себя.

А вот на голом асфальте преимуществ перед «липучками» (так в народе называют нешипованные шины) они не имеют. Даже наоборот: тормозной путь — больше, уровень шума — выше.

Если уже решили использовать шипованные шины, то устанавливать их необходимо на две оси вашего автомобиля. Если поставить шипы только на одну ось, то возрастает вероятность заноса авто при торможении на скользкой поверхности.

Следующий текст никаким хоть и не претендует на истину в последней инстанции но представляет мои личные выводы, основанные на полученной фактической и теоретической информации из других источников, и опыте, и носит исключительно информационный характер с целью снижения аварийности на дорогах.

Собственно речь здесь пойдет о сомнительной популярности однонаправленной резины с протектором типа "обратная ёлочка", который оставляет на рыхлом снегу след в виде буквы "V".

Коротко о смысле (для тех, кто не готов читать теорию и факты):
Зимняя резина с протектором "ёлочка" — не для российских зимних, не чищенных, дорог и высоких скоростей, так как самоочищается протектор только при прямолинейном движении и нажатой педали газа. В остальных случаях (торможение, смещение колеса в повороте) он забивается снегом и перестает очищаться как в поворотах, так и при торможении. Самая лучшая резина для низких и средних безаварийных скоростей (до 80 км/ч) — внедорожная шиповка с симметричным протектором, широкими ламелями и высокими шашечками.

И так развернутый текст.

Есть один, всеми забытый немаловажный факт, что в СССР (она же — Росссия, — прим. авт.) — стране с большим количеством снега и грязи на душу населения — еще начиная с Хрущевских времен была создана, и сильно прогрессировала в правильном направлении светлого будущего школа внедорожных автомобилей.

Этой темой занимались далеко не отдельные личности, а именно — НИИ (Научно-Исследовательские Институты и соответствующие заводы типа ЗИЛ), по-научному, и со всей серьезностью (читай — под дулом пистолета) подходя к вопросу обеспечения проходимости легких и тяжелых шасси по различным поверхностям, начиная от грунтовых дорог и заканчивая движением колесного транспорта по говнам большой глубины.

В результате были получены утешительные выводы, что для лучшей проходимости даже тяжелой техники необходим самоочищающийся при движении вперед рисунок протектора типа "обратная ёлочка", оставляющкя след в виде буквы "V", который обеспечивает отвод излишков рыхлой почвы из-под колеса — от центра к боковинам при буксовании колеса. Тем самым обеспечивалось приемлемое докапывание протектора до твердого "дна" жидкой почвы. и автомобиль как-никак все же двигался.

На тот момент вся военная и гражданская техника имела максимальные скорости не выше максимальных скоростей самых тяжелых шасси (танки, танковые тягачи, шасси для перевозки баллистических ракет и т.д.), что даже на сегодняшний день примерно равняется 40-60 км/ч.

Было выяснено, что для удачного передвижения по рыхлой почве, грязи и снегу колесо должно отвечать определенным правилам:
— большой диаметр шины — для уменьшения сопротивления качению,
— относительно малая ширина профиля (ширина покрышки) — для разрезания верхнего рыхлого слоя и касания протектором твердой основы под ним),
— большая высота профиля (расстояние от обода колеса до протектора) — для увеличения пятна контакта шин при увеличении нагрузки на колесо
— широкие ламели (расстояния между выступами протектора) — для выдавливания в них снежной или грязевой жижи
— высокие шашечки и грунтозацепы (выступы протектора) — для лучшего сцепления
— отвод легких фракций грязи или снега из протектора за счет вращения колеса

Читайте также:  Как правильно оформить покупку подержанного автомобиля

При таких скоростях (40-60 км/ч) и достаточном количестве осей автомобиля вопроса самоочищения протектора при торможении не стояло.

Переходим в Российские реалии сегодняшнего дня.

При выпадении осадков, коммунальные службы далеко не сразу (а иногда и вообще никак) включаются в работу. И мы вынуждены несколько дней ездить по толстому и рыхлому слою свежевыпавшего снега на скоростях 80 и выше.

С современными зимними шинами легковых авто имеем все с точностью до наоборот:
— стандартные диаметры шин (аналогичные с летними)
— часто — большая ширина профиля
— малая высота профиля (красиво; понты)
— узкие, но множественные ламели
— стандартной высоты шашечки
— рисунок типа "елочка" на большинсве моделей резины.

О "ёлочке".
Как уже упоминалось, "обратная ёлочка" — это однонаправленный протектор, который при правильной установке на диск оставляет след на рыхлой поверхности, рисунком напоминающий букву "V", и сделан он таким для самоочищения протектора от рыхлой почвы, снега и грязи от центра к боковинам (т.е. из-под шины — наружу).

Если обратиться к ученым из советских НИИ, но на самом деле они вам скажут пару нюансов. Во-первых для самоочищения "елочки" необходимо некоторое время чтобы протолкнуть объем снега через ламели — "на выход". На высоких же скоростях это обеспечить очень проблематично, хотя здесь вступает в работу центробежная сила, отрывающая снег от протектора в пространство под колесную арку. То есть на высоких скоростях она очищается не за счет своего рисунка, а — центробежными силами.

Во-вторых — нюанс, о котором мало кто догадывается: установка покрышки с направлением "V" допускается только на ведущую ось. На не ведущую протектор должен быть установлен в обратную сторону, так как самоочищение его в этом случае происходит исключительно при торможении.

В доказательство этого приведу вам пару фотографий грузовика Урал редкой модели (гражданская версия) с не ведущим передним мостом, где такой протектор стоял правильно: ведущие (задние) оси оставляли след "V", а вот передняя, не ведущая — в виде "Л". Точно так же резина устанавливается и сегодня на спортбайки для самоочищения протектора от воды в дождь, т.к. при торможении на не ведущее переднее колесо приходится почти вся масса мотоцикла.

И вот мы несемся по рыхлому снегу на популярных сегодня, "правильно" установленных на колёса "ёлочках", которые по факту у нас еле цепляется за белую "вату", и видим как хороший человек выезжает перед нами со второстепенной дороги. Для наглядности можно посмотреть подборки зимних аварий на Ютубе.

Среднее нажатие на тормоз заставляет протектор работать в обратном направлении. То есть колесо у нас начинает проскальзывать на торможении, снег из протектора передвигается по V-образным ламелям обратно от боковин к центру протектора, тромбуется и начинает выдавливаться новыми порциями снега с дороги. Далее под колесом создается подушка из трамбованного снега, создающая эффект немного более лучший эффекта аквапланирования, а центробежная сила при уменьшении оборотов колеса всё хуже отрывает скопившийся снег от протектора.

Мы давим на тормоз еще сильнее и начинает срабатывать АБС, которая эту снежную подушку позволяет пропускать, давая колесу прокручиваться. Однако объем набегающих новых порций рыхлого снега не успевает дать протектору "дотянуться" до твердых слоев поверхности дороги даже минимально. И мы понимаем, что тормоза не алё, как хотелось бы. При этом не ведущая ось так же забита по протекторам и в торможении участвует еще меньше.

В поворотах на любых скоростях всё совсем не лучше. В скоростном повороте (например — левом), в V-образных ламелях начинается забивание их как раз с той стороны шины, на которую приходится масса автомобиля (правая боковина колеса). То есть V-образный протектор начинает скользить вправо. И по его V-ламелям снег начинает двигаться от боковины колеса — к центру. И он забивается.

Получается, что подобная резина работает исключительно на разгоне, а в остальном вы получаете сцепление "снег по снегу", а не "протектор по снегу".

Читайте также:  Авито волгоград резина на ниву

В каком же случае мы получим "протектор по снегу"? А ни в каком. Так как наличие как можно большего количества шашечек минимизирует повышенный износ резины на асфальте. НО чем выше и реже протектор (как пример представим себе тракторное колесо) — тем большую кучу снега он перед собой будет нагребать и тем бОльшее трение эта куча будет создавать с рыхлым дорожным покрытием.

Большинство протекторов зимних шин сегодня имеют частые шашечки и узкие ламели. Но благодаря уменьшенному износу на асфальте мы расплачиваемся забитым снегом протектором и повышенным скольжением при торможении.

Мораль.
Легковая резина с протектором "ёлка" (с малой высотой шашек и узких ламелях) работает на высоких скоростях только при исключительных условиях: минимальном количестве рыхлого снега и слякоти, и разумных скоростях движения (до 60 км/ч) и очень плохо работает при торможении, а так же в поворотах на рыхлом снегу, а тем более — при обгонах по снежным колеям.

На не ведущих осях колесо с таким рисунком должно быть перевернуто для вспомогательного торможения. Это абсолютно не шутка и не теория. Эту практику банально все забыли.

Резина-липучка не для России вообще. Всё, что о ней пишется — только одно — она работает только на асфальте и льду (при убранном вовремя с дорог снеге), в странах, в которых она и была придумана. И — в странах, где коммунальные службы не дремлют.

Резина с симметричным двунаправленным протектором — да — хуже очищается при разгоне, но лучше цепляет — при торможении и в поворотах. На данный момент все теории и практики показывают, что это наилучший вариант для Российских условий (с учетом скоростей не более 60-80 км/ч).

Зимняя резина должна быть немного уже, чем используемая на автомобиле летняя резина, но иметь параметр индекса нагрузки в пределах допустимого.

Наиболее безопасная скорость на заснеженной городской дороге не более 50 км/ч, на трассах — 80.

Пример подходящего рисунка, наиболее подходящего для России показан на последнем фото. Вот поставил себе и доволен как слон. Хотя о слоне такого не скажешь.)

Привычный вид тракторного колеса с протектором-елочкой. Для работы в поле – подходящий вид резины, увеличивающий проходимость и тяговитость трактора. Но иногда мы забываем, что глубокий протектор на шине трактора работает только на ведущем колесе.

Ранние модели тракторов были неполноприводными. Опыт тех лет показал, что передние – не ведущие – колеса должны иметь гладкий протектор. До 50-ых готов включительно подовляющее большинство траткоров имело передние колеса именно с таким типом протектора.

Фермеры-профессионалы внимательно подходят к подбору шин под тип почвы и характеристики самого трактора. Да и всем хотя бы приблизительно стоит знать, что к чему.

Итак, первое правило подбора сельскохозяйственных шин: чем влажнее почва, тем больше сантиметров высота грунтозацепов. Грунтозацепы на тракторных шинах бывают от 6 до 25 см, это если речь идет о тракторах с диапазоном мощности 24 л.с. — 60 л.с.

Для борьбы с пробуксовкой на почвах с влажностью выше 20% и низкой несущей способностью рекомендуется на ведущие колеса ставить тракторные шины с широким профилем. Эффективно использование дополнительных колес и сельхозшин со спецприспособлением, которое устанавливают на шпильке крепления основного колеса. Давление в дополнительных шинах для тракторов должно быть меньше, чем в основных, на 0,02 МПа. Монтаж сдвоенных колёс снижает количество пробуксовок на 30% и экономит до 15% топлива.

Зачем протектор покрышек трактора делают ребристыми? Чтобы ведущему колесу было за что зацепиться при движении. Колесу, на которое не передается вращение, протектор «ёлочка», наоборот, будет мешать.

Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет в своей рекомендации к использованию заднеприводных моделей тракторов «Скаут» указал, что «на передние колеса необходимо устанавливать шины без грунтозацепов, так как грунтозацепы увеличивают сопротивление на перекатывание и тем самым снижается тяговый КПД трактора».

Вот трактор John Deer с задним приводом и двигателем мощностью 50 л.с., на котором установлены колеса с направленным протектором. Если приглядеться к конструкции шасси, можно увидеть, что оно не предназначено для передачи вращения на передние колеса.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector