Схемы реле поворотов 12в

Эксплуатируя мотоцикл «Тула» (ТМЗ-5.952), столкнулся с неприятным явлением. При включении указателей поворота они начинали сигналить не сразу, а с задержкой в пару секунд. Виной всему оказалось реле поворота РС57В и его тепловой механизм коммутации. Поскольку две секунды – это непростительно много для безопасности на дороге даже при мало интенсивном движении в нашем небольшом городе, я попытался сократить это время, уменьшив рассеивание тепла.

Для этого внутренности и корпус РС57В обмотал теплоизолирующим материалом. В итоге добился снижения задержки до 1,5 секунды, что меня тоже не устроило. Принял решение – изготовить электронный прерыватель.

Среди автомобильных реле подходящего не нашлось: они все 3-выводные, у «Тулы» же реле – 2-выводное и подсоединяется оно просто в разрыв цепи питания сигналов поворота. Но подобное все же нашлось – от импортного скутера. Однако у него было необходимо повысить яркость вспышек, а сделать это представлялось возможным, лишь применив светодиоды. Известно, что для стандартных реле поворота светодиод из-за своей экономичности и особенности вольт-амперной характеристики (ВАХ) представляет мизерную и нелинейную нагрузку, поэтому просто заменить мотоциклетные лампы светодиодами не получится – они либо замерцают частыми вспышками, либо вообще не включатся. Мотолюбители борются с этим, пробуя параллельно светодиодам подключать мощные низкоомные резисторы либо те же лампы накаливания. Однако такой монтаж не надежен, выглядит неаккуратно, да и на техосмотре забракуют подобное самодельное устройство.

Подсказка нашлась неожиданно. В интернете кто-то поведал о появлении универсальных 2-выводных новых типов реле (FLASHER), которые работают одинаково свободно с любой нагрузкой. Найти готовую схему этого чуда в сети не удалось, но нашлась схема маяка, встраиваемого в сигнальный конус для дорожных работ. После минимальной доработки получилось самодельное реле, схему которого и предлагаю вашему вниманию (рис. 1).

Рис. 1. Схема доработанного FLASHNER-реле для «поворотников» мотоцикла «Тула»

Рис. 2. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы)

Генератор создан на базе транзистора VT1 и частотозадающей цепочки R3C2. Транзистор VT2 является исполнительным силовым ключом для нагрузки («поворотников»). Особенность схемы заключается в том. что конденсатор С1, являясь буфером, продолжает питать генерирующую часть схемы, когда VT2 открыт, что и позволило обойтись столь нужным нам 2-контактным подключением «в разрыв». Диод VD1 подзаряжает С1 в фазе закрытого VT2.

Судя по вспышкам поворотников, реле выдает практически прямоугольные импульсы с крутыми фронтами, поэтому /Т2 работает в хорошем мигающем режиме и не греется даже при нагрузке в несколько ампер.

Номиналы элементов указаны для той частоты и скважности импульсов, которые понравились лично мне. Желающие что-то подрегулировать могут сделать это, заменяя номиналы цепочки RЗC2. Так же работа схемы меняется при регулировке R1, но не рекомендую повышать его более 3,6 кОм – произойдет срыв генерации. Диод VD2 защищает схему от неправильного подключения, а предохранитель – от короткого замыкания.

Читайте также:  Расшифровка кодов ошибок газель

Схема собирается на плате из односторонне фольгированного текстолита размерами 20×18 мм. Трассировка и монтаж со стороны пайки (топология печатной платы) показаны на рисунке 2. Резисторы используются планарные, любого приемлемого типоразмера. Предохранитель монтируется навесным способом и на рисунке не указан.

Плату я изготовлял следующим несложным способом. На отпиленную по размерам и очищенную от окислов заготовку платы шилом наносил разметку точек сверления. Затем покрыл медь слоем лака для ногтей (у женщин всегда найдется). После высыхания (не дожидаясь полного отверждения) тонкой иглой процарапал предварительный рисунок трассы, лавируя между точками сверления. Затем более толстой иглой или шилом конкретизировал рисунок. Цвет лака желательно выбрать темнее, так будет лучше видно будущую трассировку. Данный способ очень удобен для больших и сложных плат (при стремлении к красоте чертить можно и под линейку, а еще, не страшно допустить ошибку: капнул лаком на испорченный фрагмент рисунка, подождал высыхания и исправил). Подготовленный рисунок травил в подогретом на батарее растворе медного купороса с водой в пропорции 1:1. Поскольку площадь травления небольшая, раствор справился с задачей за два с небольшим часа.

Рис. 3. Электронное реле и печатная плата реле в сравнении с 50-копеечной монетой

Собранную схему (пайку и ножки деталей) после проверки под нагрузкой следует покрыть каким-нибудь техническим лаком. Из рисунка 3 видно, что в собранном виде схема очень компактна, при этом нагрузочная способность транзистора IRFZ44 (ток до 49 А при напряжении 55 В) делает его столь универсальным, что позволит использовать устройство на самой разнообразной технике (от мопеда до грузовиков с прицепом).

Подключение реле к поворотникам на лампах накаливания осуществляется без каких-либо переделок (рис. 4а). Если же увлеклись тюнингом и решили использовать светодиодные поворотники, то надо знать, что для запуска реле нужна небольшая активная нагрузка в виде маломощных (0,25 – 0,125 Вт) резисторов (сопротивлений 100 Ом – 1 кОм) (рис. 4б). Их можно установить прямо в фарах поворотников либо в корпусе переключателя поворотов. Однако в случае с мотоциклом «Тула» резисторы не потребовались, так как роль активной нагрузки для реле стала выполнять лампа контроля поворотов на приборной панели. Если же вы на своем транспорте строите электросхему с нуля и хотите, чтобы «контролька» на панели была, то ее можно выполнить по рисунку 4в. Здесь использовать лампу накаливания не обязательно – можно поставить светодиод на 12 вольт. Повторюсь: схема не чувствительна к нагрузке и после сборки дает одинаковую частоту и скважность вспышек, будь то светодиод или лампа.

Читайте также:  Какую помпу поставить на калину 8 клапанов

Рис. 4а. Подключение реле к «поворотникам» на лампах накаливания

Рис. 4б. Подключение реле к светодиодным «поворотникам» с небольшой активной нагрузкой в виде маломощного резистора

Рис. 4в. Полностью самодельная схема реле с выводом контрольной лампы на панель приборов

При использовании схемы для больших токов нагрузки (более 1,5 ампера) имеет смысл соответственно пересчитать и заменить VD2 и предохранитель на большие токи.

Если вы любите реконструировать старинную мототехнику, где правилом хорошего тона является использование только оригинальных запчастей, то разумным компромиссом будет спрятать электронику в тот же корпус от РС57В и внешность мотоцикла в деталях останется прежней.

P.S. Последние просмотры форумов показали, что при покупке FLASHER в комплекте с ними тоже идут небольшие балластные резисторы.

М. ЛАВРУХИН, г. Амурск, Хабаровский край

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Реле поворотов или поиск решения

Автор: El_Dinamita
Опубликовано 10.02.2012.
Создано при помощи КотоРед.

Я давно уже, где-то в глубине души, догадывался, что схема електрооборудования моего железного коня Днепр 11 далека от совершенства и этот вопрос надо было как-то решать. Поскольку сейчас морозы только крепчают и в гараже пиво валерианка медленно, но уверено замерзает, то я решил в домашнем тепле, возле батареи, взятся в лапы паяльник. Начал я с малого — реле поворотов. Поскольку мы таки живем в 21 веке, то реле должно было быть безконтактным и работать с любой нагрузкой (лампы, светодиоды).

Так как лень — двигатель прогресса, то для начала была испытана схемка на мигающем светодиоде, которую я впервые увидел здесь (https://oppozit.ru/article820.html). Я собрал прерыватель (рис. 1) и в качестве нагрузки прикошачил лампу накаливания поворотов мощностью 21 Вт (рис. 2). Но увы, она меня разачаровала — то ли "гранаты у меня не той системы", то ли еще что. Вообщем частота мигания моего светодиода была довольно высока и отрегулировать ее до потребного уровня не удалось. Эта схема весьма привлекательна, но для нее надо подбирать мигающий светодиод с нужной частотой вспышек.

И тут я обратился к любимому миллионами радиогубителей таймеру 555, а точнее к класическому генератору на его основе. Конечно деталек поболе будет, чем в предидущей схемке, но тут ирегулировка частоты импульсов и ее стабильность! На рис. 3 схема реле поворотов, где резисторами R1 и R2 можна подбирать частоту вспышек. При моих номиналах частота составляет 0,8 Гц — это около 48 вспышек в минуту (по стандарту, если не ошибаюсь, должно быть 50-90). Управляет нагрузкой транзистор IRF9540N. Этот товарищь может пропустить через себя до 23А, так что заморачиватся по поводу мощности ламп (светодиодов) в поворотниках не стоит.

Читайте также:  Сигнализация пандора dx50 инструкция

Реле имеет три вывода и подключается довольно просто (рис. 4). Х1 — плюс питания; Х2 — к переключателю поворотов на руле (нагрузка); Х3 — масса. В своей схеме я реализую еще и аварийную сигнализацию, но если вам она не нужна, то нужно исключить из схемы подключения элементы VD1, VD2 и SA1.

Устройство получилось размером 25х25 мм (рис. 5). И хотя при работе реле нагрева транзистора замечено не было, но был установлен попавшийся под руку алюминевый радиатор, как говориться, на всякий случай.

Иногда возникает необходимость управлять лампами поворотников, фар и т.п., при этом не имея под рукой электромагнитного реле. Ниже будет приведена схема простого, компактного и безотказно работающего электронного реле. В сети можно нарыть огромное количество аналогичных схем, но как право для более точной работы в них очень часто применяются генераторные микросхемы или ШИМ контроллеры.

Я же в свою очередь хочу предложить самую простую версию схемы, которая заменит электромагнитное реле.

Схема подключается в разрыв плюсовой клеммы и может управлять нагрузками с мощностью вплоть до 150 ватт. Мощность схемы зависит от конкретного типа силового транзистора. Использован полевой ключ серии IRFZ44, при замене на IRF3205 можно подключать нагрузки до 200 ватт.

Не смотря на простату, работает схема очень точно и частота мигания лампы не изменяется за время работы и не зависит от мощности подключенной лампы. Таким образом, к схеме можно подключать даже галогенные лампы большой мощности .

Частота миганий лампы (частота работы генератора) зависит от емкости конденсатора C2, при увеличении емкости этого конденсатора, мигания будут реже, при уменьшении — лампа будет мигать быстрей. Маломощный диод 1n4148 может быть заменен ЛЮБЫМ диодом, который попадется под руку.

В ходе работы на нагрузку до 80 ватт, на полевом транзисторе наблюдается незначительное тепловыделения, при больших нагрузках, транзистор установить на теплоотвод.

Вот и все — безотказно работающая и очень простая схема электронного реле на основе полевого транзистора готова. Схема на столь компактна, что ее можно поместить в корпус от старого реле, при этом она будет работать в разы надежней , чем штатное электромагнитное реле.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector