Сцепление мтз 1221 схема

Детали и регулировки сцепления трактора МТЗ-1221

Сцепление трактора МТЗ-1221 (рис. 1) — фрикционное, двухдисковое, постоянно — замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (корзина) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.

К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24).

Средний диск сцепления (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов сцепления МТЗ-1221 служат вилки (14), закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Рис. 1. Сцепление трактора МТЗ-1221

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной (корзина); 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Сборка, разборка и регулировка муфты сцепления МТЗ-1221

Порядок снятия муфты сцепления с двигателя:

— Установите три технологических болта (М 12×40), завернув их в нажимной диск (4) через технологические отверстия опорного диска (7).

— Отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)).

— Снимите первый ведомый диск (2).

— Снимите средний диск (3).

— Снимите второй ведомый диск (2).

Разборка дисков сцепления (корзины) МТЗ-1221

Порядок установки муфты сцепления трактора МТЗ-1221 на двигателя:

— Установите шлицевую оправку в подшипник маховика.

— Установите первый ведомый диск (2) на оправку длинным концом ступицы к маховику (1).

— Установите средний диск (3) в пазы маховика.

— Установите второй ведомый диск (2) на оправку коротким концом ступицы к маховику.

— Установите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)) на пальцы маховика с втулками (14), закрепите гайками и выверните технологические болты.

— Отрегулируйте положение отжимных рычагов (6).

Регулировка положения отжимных рычагов:

— Вворачивая или отворачивая регулировочные гайки (9) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм.

— После регулировки рычагов установите стопорные пластины (10).

Корпус сцепления МТЗ-1221

В корпусе сцепления трактора МТЗ-1221 расположены приводы независимого ВОМ, насоса ГНС и насоса гидросистемы трансмиссии. Ведущий вал (2, 9) привода независимого ВОМ, установленный на двух подшипниках (5, 6), имеет два зубчатых венца.

С меньшим зубчатым венцом находится в постоянном зацеплении шестерня (16) привода независимого ВОМ, с другим венцом (9) — шестерня (20) привода насоса гидросистемы трансмиссии и ГНС.

Привод насоса гидросистемы трансмиссии трактора МТЗ-1221 осуществляется от ведущего вала (2, 9) через шестерни (20, 26, 25). При включенной муфте сцепления крутящий момент
от ведомых дисков сцепления через вал (1), втулку (8) передается на первичный вал КПП.

Корпус сцепления МТЗ-1221

1 — силовой вал; 2, 9 — вал ведущий привода ВОМ; 3 — кронштейн отводки; 4,7 — манжеты; 5, 6,17, 18, 23, 27 — подшипники; 8 — втулка шлицевая; 10 — вал ведомый ВОМ; 11 — подшипник; 12 — прокладка; 13, 15 — крышки; 14 — болт; 19, 26 — вал-шестерня; 20 — шестерня привода насосов ГНС и трансмиссии; 21 — гайка; 22 — ось; 24 — кольцо стопорное; 25 — вал-шестерня; 28 — корпус

Читайте также:  Как заменить колодки киа рио

Привод сцепления МТЗ-1221

Привод сцепления трактора МТЗ-1221 предназначен для управления муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления — гидростатический с подвесными педалями, гидроусилителем.

Привод сцепления МТЗ-1221

1 — бачок; 2 — пружина; 3, 17- болт; 4, 8, 14, 18, 27, 42 — гайка; 5, 15, 43 — вилка; 6, 16, 34, 44- палец; 7 — педаль сцепления для прямого хода; 9,12, 31, 32 — толкатель; 10 — главный цилиндрдля прямого хода; 11 — маслопровод; 13 — чехол; 19 — главный цилиндр для реверса; 20 – педаль сцепления для реверса; 21, 25 — трубопровод; 22 — кран; 23 — поршень; 24 — рукав гибкий; 26 — опора; 28 — защитный колпачок; 29 — перепускной клапан; 30 — цилиндр рабочий; 33, 40 — кронштейн; 35 — шплинт; 36 — шайба; 37 — крышка; 38 — поршень; 39 — гидроусилитель; 41 — тяга; 45 — рычаг; 46 — шланг; 47 — оттяжная пружина.

Привод состоит из главных цилиндров (10) и (19), подвесных педалей (7) и (20), крана (22) (для автоматического переключения с режима работы трактора на прямом ходу на режим реверса или наоборот), рабочего цилиндра (30), гидроусилителя (39), рычага (45), бачка (1), соединительных трубопроводов и маслопроводов.

Главный цилиндр сцепления МТЗ-1221 (1221-1602610)

Гидроусилитель (39) проточного типа предназначен для снижения усилия на педалях (7) и (20) в процессе выключения муфты сцепления МТЗ-1221. Он соединен маслопроводом (11) со сливным потоком масла насоса-дозатора ГОРУ, а шлангом (46) – со сливом в бак ГОРУ.

В режиме прямого хода во время нажатия на педаль (7) тормозная жидкость из главного цилиндра (10) поступает через трубопровод (25) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода (21).

Далее тормозная жидкость поступает через рукав гибкий (24) в рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30), перемещая толкатель (31).

Толкатель (31) воздействует на толкатель (32) гидроусилителя (39), в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги (41), поворачивающей рычаг (45), связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.

В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль (20) тормозная жидкость из главного цилиндра (19) поступает через трубопровод (21) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее левое положение и закрывает вход трубопровода (25).

Регулировка управления сцеплением МТЗ-1221

Регулировка зазора между поршнем и толкателем (9) главного цилиндра (10):

— при помощи регулировочного болта (3) и вилки (5) установить исходное положение педали (7), выдержав размер «Б»;

— отрегулировать зазор между толкателем (9) и поршнем главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (10) при помощи вилки (5). При этом перемещение педали (7) от исходного положения до момента касания толкателя (9) в поршень, измеренное по центру чехла педали, должно составлять размер «Г»;

— затянуть гайки (4, 8), зашплинтовать палец (6);

Регулировка зазора «К» между поршнем и толкателем (12) главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (19) :

— расконтрить толкатель (12);

— ввернуть толкатель (12) главного цилиндра (19) в вилку (15), выдержав размер «Е»;

— затянуть гайку (14) и надеть чехол (13);

— путем вворачивания и отворачивания болта (17) для обеспечения зазора между толкателем (12) и поршнем главного цилиндра (19) установить свободный ход педали (20), измеренный по центру чехла, в размер «Д»;

— затянуть контргайку (18);

Регулировка зазора «Л» между толкателем (31) цилиндра рабочего и толкателем (32) гидроусилителя (39):

— снять рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30) с кронштейна (33), вынув палец (34);

— в цилиндре (30) установить толкатель (31) в крайнее правое положение до упора в крышку;

Читайте также:  Как самому запаять радиатор автомобиля

— установить цилиндр (30) до соприкосновения без усилия в толкатель (32) гидроусилителя (39) и путем вворачивания или отворачивания опоры (26) совместить отверстия опоры и кронштейна (33), после чего ввернуть опору (26) на 1/2 оборота, установить палец (34);

— затянуть контргайку (27) и зашплинтовать палец (34);

Регулировка свободного хода отводки муфты сцепления трактора МТЗ-1221:

— снять две оттяжные пружины (47);

— отсоединить тягу (41) от рычага (45), вынув палец (44);

— расконтрить вилку (43);

— переместить тягу (41) вправо до упора поршня (38) гидроусилителя (39) в крышку (37), повернуть рычаг (45) против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку (43), совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на 5. 5,5 оборотов (размер «М») и соединить с рычагом при помощи пальца (44);

— затянуть гайку (42), зашплинтовать палец (44), надеть две оттяжные пружины (47).

И-ГА- 1-2016

В настоящее время на тракторах Беларус -1221, -1222, -1523 с двигателями ММЗ Д-260.2 и Д-260.1 используется двухдисковая муфта сцепления рычажного типа, производства ОАО «БЗТДиА» (г.Бобруйск, РБ).

Рис. 1. Штатное сцепление тракторов МТЗ БЕЛАРУС -1221, -1222, -1523

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск сцепления в сборе (корзина); 4 -диск ведомый;

5 — диск опорный; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — делительный механизм;

9 — отводка в сборе.

Порядок снятия муфты сцепления на МТЗ

  1. Установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной диск через технологические отверстия в опорном диске (5).
  2. Отверните гайки крепления опорного диска (5) к маховику (1) и снимите диск сцепления в сборе (3).
  1. Снимите первый ведомый диск (4).
  2. Снимите средний диск (2).
  3. Снимите второй ведомый диск (4).

Порядок установки дисков муфты сцепления

  1. Перед установкой демонтируйте делительный механизм, установленный в среднем диске (рис.1, поз.8, 3 места). Проведите очистку (обезжиривание) поверхностей трения маховика, среднего диска, диска сцепления. Проведите про-верку состояния подшипника (6), в случае необходимости замените.
  1. Установите технологическую оправку в подшипник маховика. Технические требования к оправке изложены в «Руководстве по эксплуатации…» на трактор.
  1. Установите первый ведомый диск (4) на оправку длинным концом ступицы к маховику (1).
  1. Установите средний диск (2) в пазы маховика (1), перемещение диска

в пазах должно быть свободным.

  1. Установите второй ведомый диск (4) на оправку коротким концом сту-пицы к маховику (1).
  1. Установите диск сцепления в сборе (3) на пальцы маховика с втулками

(5), закрепите гайками. Затяжку гаек производите перекрестно, момент затяжки от 70 до 100 Н·м. Снимите транспортировочные скобы.

Рис. 2. Установка муфты сцепления диафрагменного типа

  1. После затяжки гаек крепления проконтролируйте положение лепестков диафрагменной пружины диска сцепления. Контактные с отводкой поверхности лепестков должны находиться приблизительно в одной плоскости. Этот показа-тель также определяет правильность установки дисков муфты сцепления.

Внимание! После установки муфта сцепления не требует дополнительных регулировок.

Регулировка свободного хода отводки муфты сцепления

Регулировку свободного хода отводки муфты сцепления производить соглас-но требованиям «Руководства по эксплуатации …» на трактор.

Особенности конструкции отводки RD (ТАЯ)

Благодаря применению высокотехнологичного необслуживаемого подшипника из конструкции отводки исключены масленка и каналы для введения смазки с гарантией обеспечения работоспособности отводки на весь срок (не менее) работы муфты сцепления. Данная инновация позволяет исключить операцию по обслу-живанию подшипника отводки из работ ТО и, тем самым, снизить эксплуатационные затраты.

Рис. 3. Рис. 4

Базовая отводка муфты сцепления. Отводка RD (ТАЯ)

Взаимозаменяемость дисков муфты сцепления диафрагменного типа RD (ТАЯ)

Внимание! Возможно применение диафрагменного диска сцепления и отводки.

Диски сцепления RD (ТАЯ) на тракторах Беларус -2022 с двигателями ММЗ Д-260.4 только совместно со штатными ведомыми дисками 2022-1601130-А ввиду конструктивных отличий.

Порядок установки дисков муфты сцепления – согласно данной инструкции.

Внимание! Возможно применение муфты сцепления диафрагменного типа и отводки RD (ТАЯ) на тракторах Беларус в комплектации с 4-х цилиндровыми двигателями ММЗ и однодисковым сцеплением.

Читайте также:  Значок остановки общественного транспорта

Сцепление трактора МТЗ-1221

adminИнструкции по эксплуатации06.08.2013

Сцепление МТЗ-1221 (рис. 1) – фрикционное, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления МТЗ-1221 яв­ляется маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наруж­ной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.

К ведомой части сцепления МТЗ 1221 относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установлен­ные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхно­стей ведущей и ведомой частей сцеп­ления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечи­вается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные ме­ханизмы (12), обеспечивающие автома­тическую регулировку его положения при выключении сцепления.

Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске сцепления МТЗ-1221 с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Рис. 1. Сцепление МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регули­ровочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Управление сцеплением трактора МТЗ-1221

Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью сцепления (1) (рис. 2) че­рез рычажную передачу (1), (8), (5), от­водку (18) (рис. 1) и выжимной под­шипник (17).

Включение сцепления МТЗ-1221 при отпускании педали (1) (рис. 2) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 1). Пружина сервоустройства облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положе­нии сцепления.

Рис. 2. Управление сцеплением трактора МТЗ-1221
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства

Управление сцеплением МТЗ-1221 с реверсом

Включение сцепления реверсивного трактора МТЗ-1221 производится педалью (1), рис. 3, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилите­ля (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления.

Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемеще­ние рычага (10) пропорционально ходу педали.

Рис. 3. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 -гидроусилитель; 7- кронштейн; 9 -тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 – от­тяжная пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачок; 24 – клапан перепускной.

При отпускании педали сцепления МТЗ-1221 все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя использу­ется сливной поток масла, подводимо­го из насос-дозатора по масло­проводу (12).

Пройдя через гидроуси­литель, масло по отводящему масло­проводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управ­ление функционирует как механиче­ское (см. рис. 2).

Для управления сцеплением МТЗ-1221 применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилинд­ра (2) с тягой.

Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) пе­ремещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепле­ния как описано выше для прямого хо­да. При этом корпус рабочего цилинд­ра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector