Что такое хайджек на внедорожнике

Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда для замены колеса, ремонта и прочих надобностей требуется поднять автомобиль с помощью домкрата. Если на асфальте это сделать довольно легко, то на бездорожье выполнить это будет сложной задачей, так как в большинстве ситуаций домкрат, которым укомплектовали автомобиль на заводе, будет непригоден, его даже установить не получится.

В этой статье мы расскажем, каким домкратом стоит укомплектовать внедорожник, пригодным для бездорожья, а также как с помощью домкрата вытащить застрявший автомобиль.

Самый бескомпромиссный и универсальный домкрат для внедорожника, но именно настоящего внедорожника, имеющего места, за которые его можно поднимать — это реечный домкрат «хайджек». Он как нельзя кстати подходит для бездорожья, способен поднимать, тянуть, бить и ударять, и даже может использоваться как шиномонтажный станок!

Незаменимый друг и помощник в преодолении различного бездорожья для внедорожника любого уровня подготовки!

Конструкция у домкрата нехитрая: состоит она из дырчатой рейки и закреплённой на ней подъёмной машинки с комбинацией зубчатой передачи и противовозвратной системы. Простым перекидыванием рычажка фиксатора машинку можно настроить на подъём или спуск, а длинная рукоятка-рычаг позволяет сравнительно легко поднимать большой груз. С каждым махом рычага сверху вниз домкрат поднимает его на один щелчок. Уход за хайджеком очень прост и заключается лишь в очистке от грязи в любой чистой луже и последующей смазке подвижных частей моторным маслом или WD-40.

Первоначально реечный домкрат выпускался фирмой Hi-Lift, и носил имя HiJack, поэтому это слово прочно вошло во внедорожный лексикон.

Сейчас на рынке представлены реечные домкраты разных фирм-производителей. Все они абсолютно одинаковы по конструкции, но имеют свои характеры и ресурс. При выборе хайджека учитывайте то, что абсолютно все фирмы-производители изготавливают рейки домкратов из обыкновенной нелегированной стали, а не из чугуна, как любят говорить продавцы. Чугун не подходит для изготовления рейки домкрата, так как не умеет гнуться и переносить удары, особенно на морозе. Попросту говоря, чугунный хайджек будет небезопасен и ненадёжен. Для внедорожников пригодны модели хайджеков с длиною рейки от 105 до 150 сантиметров. Существуют модели с рейкой ещё большей высоты, но, как показывает опыт, такие рейки очень быстро гнутся.

Купив хайджек, стоит изучить принцип его работы и способы применения. Не ждите ситуации, когда вы застрянете или разбортируетесь, для того, чтобы его опробовать. Сделать это следует ещё на асфальте. Выберите ровную площадку и потренируйтесь поднимать машину способами, о которых мы расскажем далее.

Начнём с того, что подложим под колёса машины упоры и поставим машину на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, следует основание хайджека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонён под углом от машины — рис. 1. Когда вы начнёте поднимать автомобиль, он выровняется. Если этого не сделать, то в процессе подъёма он наклонится в сторону автомобиля и может упереться в кузов и помять его или разбить стёкла. Переключатель режимов (единственный переключатель на домкрате, расположенный слева от механизма) во время установки площадки можно держать в нижнем положении, на спуск, так как тогда механизм будет перемещаться по рейке вверх-вниз свободно, что ускорит установку домкрата. Установив клюв под бампер, следует перевести рычажок в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий) — рис. 2. Хайджек установлен, теперь встаём слева от домкрата и правой рукой берёмся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив её снаружи, при этом большой палец прижат к рейке сбоку – там, где у рейки отверстия.

Пальцы никогда не должны обхватывать рейку со стороны ручки, а руки и голова попадать в зону траектории движения ручки!

В противном случае есть большие шансы получить сотрясение мозга, перелом пальца или руки, и даже выбитую челюсть. Работая с хайджеком, будьте очень внимательны и осторожны, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и с лёту попадать в подставленные части тела, нанося при этом сильные повреждения. Берёмся за ручку и тянем её вниз, до тех пор, пока не раздастся щелчок и механизм поднимет автомобиль на одно звено, что составляет 2 сантиметра — рис. 3. Учитывайте, что амплитуда работы ручки довольно большая, и следует устанавливать домкрат так, чтобы ручка свободно опускалась до крайнего положения как при подъёме, так и на спуске.

Итак, крепко берёмся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом ручку следует доводить до момента перещёлкивания шпонок. Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении, вдоль рейки, и слегка покачайте машину, дабы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с автомобилем, поднятым на джеке, помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата и под автомобилем. Советуем вообще не ремонтировать автомобиль, стоящий на домкрате, а поставить машину на основательные дополнительные опоры, например деревянные чурбаки, тем самым надежно зафиксировав его от падения.

При нахождении домкрата в удерживающем автомобиль положении, переключатель должен находиться только в верхнем положении, иначе, при случайном задевании домкрата, он начнет самопроизвольно опускаться!

Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хайджеком – это опускание автомобиля.

Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещёлкиваем переключатель режимов в нижнее положение — рис. 4. Сделать это весьма непросто, и если не получается рукой, то слегка стукните по нему кулаком или ступней. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз ­— она пойдёт очень легко, но будьте осторожны и крепко держите её рукой. Как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на вашу руку придётся всё то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия, когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью. Никогда не отпускайте ручку при спуске в нижнем положении, делайте это, когда возвратите её к рейке и перещёлкнете фиксатор на подъём — рис. 5. Если не перевести фиксатор, то ручка самопроизвольно может пойти вниз, и будет достаточно очень лёгкого движения для срабатывания механизма, автомобиль начнёт быстро опускаться вниз, а ручка с сильными ударами метаться туда-сюда. Не пытайтесь схватить ручку, это очень травмоопасно! Дождитесь, пока автомобиль опустится сам, и впредь постарайтесь не допускать такой «самодеятельности» от домкрата, когда надо отпустить ручку, фиксируя переключатель на подъём!

Читайте также:  Защита на передние сидения от ног

Когда машина будет опущена, освобождённый от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно. Если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подёргайте либо, приподняв домкрат, слегка ударьте его основанием о землю.

Лучший вариант крепежа хайджека ­— верхний багажник. Правильнее всего закрепить джек на боковой части багажника — рис. 6 . Хранить хайджек внутри автомобиля неудобно, его долго доставать из под вещей, он перепачкает эти вещи после использования и он раздавит все вещи, когда машина будет прыгать по пересеченной местности. Существуют также специальные крепления джека на запасное колесо на двери задка. Для транспортировки есть также чехол и держатель ручки, чтобы она не гремела.

Для того чтобы поднять машину за колесо при помощи хайджека, вам потребуется специальный аксессуар lift-mate — рис. 7. Он надевается на клюв джека и закрепляется на колесе машины. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate, нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное, в чём пригоден данный способ подъёма — это возможность подложить что-то под колесо, например бревно в колею. Часто силовой бампер автомобиля имеет специальные места под хайджек, но случается, что нужно поднять джип за скошенную нижнюю часть силового бампера, а упереть джек не представляется возможным. Тогда следует воспользоваться устройством bamper lift, которое состоит из крюка на цепи, закрепляющейся на подъёмной площадке домкрата.

Также очень часто на мягком грунте и в болоте требуется площадка под хайджек, которая, увеличивая площадь опоры, не даёт уходить в грунт основанию рейки домкрата. Оригинальную заводскую пластиковую площадку называют «Пиноккио» — рис. 8, а изделие собственноручного производства в виде сбитых между собой досок — «Буратино».

Реечный домкрат — устройство многофункциональное!

С помощью металлического или синтетического троса, цепи с крюками на концах и двух шаклов хайджек можно использовать как ручную лебёдку. Всё это, включая и перчатки входят в дополнительный набор HiLift Off-road Kit для хайджека.

Помимо подъёма, с его помощью можно, используя вес автомобиля, выдавливать покрышку из посадочного желобка на диске для разбортировки колеса, использовать его в качестве тисков — для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съёмный носик, привинченный на конце рейки. Также можно использовать хайджек в качестве спасательного инструмента при авариях, для того чтобы раздвинуть покорёженный метал, — для этого можно снять опорную пятку и переставить съёмный носик ниже подвижного механизма, таким образом увеличивая возможность подлезть к краям конструкций, которые требуется разжать.

Теперь настала очередь поговорить о ситуациях, в которых стоит применять хайджек для вытаскивания автомобиля на бездорожье, и о том, как правильно это делать. Самая распространённая ситуация, с которой сталкиваются все, — машина застряла в глубокой колее. С помощью хайджека её можно поднять до высоты, когда колёса поднимутся из колеи — рис. 9, после чего толкнуть машину вбок — рис. 10, она упадёт с домкрата и при этом переставится вразрез колее — рис. 11. Поднимать машину лучше сначала спереди, потом сзади.

Также применяется хайджек в случаях, когда внедорожник застрял посреди поля, в грязи или, порвав колёсами болотный ковёр, лёг на него днищем, и для того, чтобы подложить под колёса ветки, бревно или сенд-траки, машину нужно сначала поднять.

Случаются ситуации, когда внедорожник при лебежении упирается в бревно, твёрдый бруствер, крутой берег ручья, толстый лёд, и в таких случаях также приходится использовать джек, иногда одновременно с лебёдкой. Также иногда для того чтобы выбраться, можно, подняв машину домкратом, просто тронуться и свалить автомобиль с домкрата в нужное вам место.

На жидком, слабом грунте, в болоте используйте подставку под хайджек, иначе домкрат придётся долго откапывать. При этом к подставке нужно привязать какой-либо тросик, чтобы потом за него выдернуть ее из грязи.

Хаджек является надёжным подспорьем на бездорожье, имеется у любого, кому часто приходится выезжать на серьёзное бездорожье. Конструкция его проста, и при несложном уходе служит он долго и легко ремонтируется. Даже погнутую рейку можно выпрямить и пользоваться инструментом дальше.

Читайте также:  Заправочные объемы ока 11113

Кстати, работа с хайджеком на бездорожье при соблюдении техники безопасности способна заменить универсальный тренажёр в спортзале.

Приобрести Реечный домкрат Вы можете у наших друзей в магазине Вруле.РФ в том числе и с доставкой в любую точку России.

Хай-джек, изобрел в 1905 году американский инженер Филипп Джон Харра. А название спасительного аксессуара означает в прямом переводе «захватить». Бескомпромиссное отнятие внедорожника у грязевой или снежной стихии – прямое назначение хай-джека. И потому этот аксессуар должен входить в обязательный набор оборудования любого внедорожника, наряду с тросом, топором и лопатой. Он занимает минимум места и может располагаться как в салоне, так и красоваться снаружи: надежно закрепить хай-джек можно на верхнем багажнике или задней двери. Имея в багажнике хай-джек, можно смело отправляться во внедорожные приключения – можно не беспокоится о наличии лебедки или второй машины. Хай-джек – отличное средство для самовытаскивания.

Его конструкция проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорный башмак, дырчатая рейка (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.

Использовать хай-джек для поднятия автомобиля можно практически на любом покрытии. Если грунт вязкий, топкий или сыпучий, для «башмака» понадобится твердая опора. На помощь может прийти любая крепкая и широкая доска.

Увеличить пятно контакта основания хай-джека с вязким грунтом можно при помощи широкой доски.

Немаловажно учесть и точку соприкосновения хай-джека с автомобилем: в своем классическом виде этот инструмент подходит только для внедорожников с металлическим бампером или рамной конструкцией, а никак не с пластиковым обвесом, и поднимать автомобиль можно только за передний или за задний бампер.

Для использования реечного домкрата владельцами стандартных автомобилей с пластиковыми бамперами, можно использовать устройство Lift Mate, которое позволит поднимать автомобиль непосредственно за колесо, что значительно сокращает высоту «хода» хай-джека, необходимую для отрыва колеса от грунта
При обращении с колесной насадкой тоже есть свои тонкости. Первое – крюки необходимо цеплять только в верхней половине диска. Или как можно ближе к этому положению. В противном случае уже поднятое колесо может провернуться, и автомобиль рухнет вниз. Многих интересует, не прислоняется ли сам домкрат к крылу во время подъема или опускания? Так вот, такое возможно, только если во время подъема автомобиль начинает сносить в сторону от поднимаемого колеса. Так что тщательно отслеживайте при подъеме устойчивость машины.
При вызволении из колеи стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хай-джек не сможет стабильно удержать ваш автомобиль в поднятом состоянии. Поэтому необходимо максимально стабилизировать машину: можно подложить под опорные колеса камни или бревна, поставить КПП на скорость, задействовать «ручник»

Хайджек можно использовать еще одним популярным способом – в качестве механической лебедки. Для этого понадобится комплект дополнительных аксессуаров, включающий в себя шакл, корозащитную стропу и «ухо» для крепления цепи (в наборе) к «клюву» хай-джека. Подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к «якорю».

Способ механического «винчевания» хотя и не быстрый, но эффективный, а нужны для него всего лишь, собственно, опора-якорь, за который можно залебедиться, и крепкая буксирная проушина автомобиля.

Цепь или трос закрепляются с одной стороны между автомобилем и клювом хай-джека, а с другой стороны – между «якорем» и верхушкой рейки, при помощи шакла. При установке рычажка рукоятки в положение «подъем» и начале работы, подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к «якорю». Когда привод дошел до упора, автомобиль необходимо стабилизировать, затем отстегнуть и заново прикрепить максимально выдвинутый хайджек.

Однако, несмотря на внешнюю простоту, владелец хай-джека обязан знать правила его использования и соблюдать технику безопасности: это мощный и, следовательно, травмоопасный инструмент. Соблюдая основные правила работы, вы сохраните целыми свои пальцы, руки и ноги.

Правило безопасности номер 1 при работе с хай-джеком гласит: никогда не засовывайте голову и другие части тела между рукояткой и рейкой! Не допускайте появления посторонних лиц в зоне возможной работы рукоятки и по траектории "длины падения хай-джека" — это опасная зона.
Всегда оставляйте рычаг переключателя в положении "подъём", а рукоятку в верхнем положении, при работе с машиной. Дополнительный страхующий упор-подставка приветствуется.
Крепко держите ручку хай джека руками, даже если она идёт очень легко. Если домкрат начинает падать, отпрыгните от него.
Не пытайтесь остановить ручку домкрата. Не было примеров её остановки, но были примеры поломанных рук этим механическим каратистом.

Будьте крайне осторожны и бдительны.

Хай джек вещь неприхотливая, и при должном внимании прослужит не один год.

Слабые места: теряются-выпадают (особенно в траспортном положении) оси механизма ручки — лечится сверлением в них отверстий и использованием соотвествуещего размера шпильки.

Смазка для механизмов пригодна только жидкая, подобная WD-40, другие виды смазки совместно с грязью "фиксируют" возвратные пружины и фиксаторы. Машиное масло не подходит.

После работы в грязи попросту обмойте хай-джек в ближайшем водоёме, луже, на мойке.

Время на чтение: 5 минут

Домкрат хай-джек (также хайджек) — придуманный в основном для условий бездорожья тип реечного домкрата. Это профессиональное устройство высокой грузоподъемности, пользоваться которым относительно просто и удобно. Изначально реечный домкрат хай-джек назывался Hi Lift, и только через время пришло нынешнее название.

Домкраты хай-джек

Первый реечный подъемник такого типа был изобретен еще в начале 20 века. Создателем его считается изобретатель Филипп Джон Харра. Он проживал в Соединенных Штатах Америки и обладал собственной мастерской. Как раз в то время начался расцвет эры автомобилей, поэтому он трудился именно над специальными устройствами для данного вида транспорта.

В 1905 году он создал первый домкрат, который работал при помощи рейки и назвал его Automatic Combination Tool. Однако среди простого народа первый домкрат High Jack приобрел название «домкрат овцевода». Связано оно было с тем, что овцеводы в то время с собой постоянно носили деревянные изгороди. Им просто необходимо было иметь с собой домкрат. В различное время внешний вид приспособления часто менялся, однако принцип работы при помощи рейки оставался неизменным.

Внешний вид приспособления

Через определенное время название устройства сменилось на Hi Lift, а потом получило нынешнее — домкрат Hijack.

Домкрат получил особенно большое распространение среди любителей внедорожной езды. Благодаря простоте конструкции и легкости в использовании в грязи Hijack вытеснил все остальные типы устройств. Помимо этого, он обладает большой функциональностью, при необходимости может заменить собой тиски, различные станки и типы молотков.

Официальным производителем является компания Hi-Lift Co, Ltd. Она была основана еще в 1895 году. Это основная компания, которая обладает всеми правами и лицензиями на оригинальный хайджек. Есть множество других компаний, которые создают подобную продукцию, но чаще всего это подделки из стран Азии, в основном из Китая.

Оригинальное устройство от фирмы Hi-Lift

Официальные домкраты от Hi-Lift Co, Ltd обладают максимальной прочностью, минимальным количеством пластиковых деталей в виде наконечников и ручек. Созданы для толкания, вытягивания с помощью ручной лебедки, подъема и производства давления.

Модели от производителя отличаются легким весом и удобством использования.

Уровни нагрузки, которые способен выдерживать хай-джек домкрат:

  • номинальная нагрузка равна 4 660 lbs, или 2114 кг;
  • предельная нагрузка равна 7000 lbs, или 3175 кг.

Компанией производится большое количество аксессуаров и креплений для приспособления, при помощи которых его удобнее перемещать, перевозить и устанавливать.

Основные характеристики

Существует несколько типов домкратов Hi-Jack. Они могут отличаться размерами, высотой, ходом рейки и возможностью поднимать различный вес.

  • дырчатая линейка;
  • механизм поднимания, двигающийся в направлениях вверх и вниз;
  • рукоять;
  • башмак, выступающий в виде опоры;
  • рейка, отливается из прочной стали.

Существуют модели различных цветов. Например, рейки черного цвета маркируются цифрой 4 и изготовлены при помощи штамповки. Красные модели маркируются цифрой 5 и отливаются из чугуна. Наиболее прочный и эффективный именно чугунный домкрат, то есть красного цвета.

Самые популярные модели предназначены для подъема около трех тонн веса. Они обладают следующими характеристиками:

  • Грузоподъемность — 3 тонны.
  • Ход рейки — 700-1350 миллиметров, в зависимости от выбранной модели.
  • Высота подхвата — 155 миллиметров.
  • Высота подхвата снизу — 155 миллиметров.
  • Вес — 13,3-16,9 килограммов, зависит от длины хода рейки.

Как выбрать качественный инструмент и на что обращать внимание при покупке

Для того чтобы правильно выбрать хороший и качественный Hi-Jack домкрат, необходимо знать перечень существующих моделей и основные характеристики.

Начать выбор необходимо с того, что в машине для хай-джека должны быть упорные силовые точки, за которые машину можно будет поднять таким домкратом. Если этих точек нет, то хай-джек в данном случае окажется совершенно бесполезен.

Если точки есть и автомобиль подходит для использования, то выбирать необходимо модель с подходящей рабочей длиной. Для этого можно взять хай-джек у кого-то на время и испытать. Машину необходимо поставить на ровную площадку, а сзади установить домкрат. Начать поднимать за силовую подножку автомобиль до такой степени, пока заднее колесо не оторвется от поверхности. В данном случае на силовой планке устройства должен остаться запас хода около 25 сантиметров. Минимально допустимое значение — 15 миллиметров. Однако если подъемный механизм при этом достиг верха планки, то такой размер домкрата не подходит для полноценной работы с этим автомобилем.

Еще важно учитывать размер колес. Если при выполнении операции были установлены стандартные колеса, но в скором времени, например, летом, будет необходимость установки колес большего размера, то необходимо учитывать этот фактор. Хай-джек популярен среди любителей бездорожья, а там приходится часто менять колеса в зависимости от различных факторов.

Хай-джек с силовой планкой красного цвета из чугуна

Рекомендуется выбирать хай-джек с красной планкой. Он наиболее прочен, поскольку планка выполнена из чугуна. Если выбор пал на более дешевый вариант с черной планкой, то важно учитывать, что его способности будут немного ниже.

Возможные поломки и их устранение

Оригинальный хай-джек считается очень надежным устройством и крайне редко ломается. Наиболее часто случаются силовые поломки от плохого закрепления или повышенного веса. В таком случае необходимо менять рейку или другую сломанную часть.

Рекомендуется использовать только оригинальные запасные части. Можно приобрести более дешевые китайские аналоги, но прослужат они крайне мало.

Домкрат Hi-Jack является очень популярным инструментом среди любителей внедорожников. Благодаря качеству и надежности является обязательным аксессуаром для всех, кто регулярно делает офф-роуд вылазки.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector