Что нужно для ремонта гбц

🔧 Ремонт головки блока цилиндров двигателя

Головка блока современного двигателя — это сложный комплекс узлов и механизмов. И когда речь идет о капитальном ремонте мотора, то полноценное восстановление этих механизмов едва ли не сложнее традиционных операций — расточки цилиндров и шлифовки коленчатого вала — вместе взятых. В данной статье мы поговорим, как произвести ремонт головки блока цилиндра двигателя: снятие и разборка, а также дефектовка головки блока.

🔎 Снимаем головку блока цилиндров

Если установлено, что головка блока нуждается в ремонте, ее в подавляющем большинстве случаев приходится снимать с двигателя. Исключение составляют только работы по замене некоторых уплотнений — например, маслосъемных колпачков. А раз так, то перед началом работы стоит обзавестись запчастями, без которых потом все равно не обойтись. Для этого используют наборы, включающие прокладку головки и все прокладки и сальники, расположенные выше нее. У дизелей в такой набор прокладка головки обычно не входит, и ее приходится приобретать отдельно.

Перед демонтажом желательно проверить взаимное положение коленчатого и распределительного валов, совместив соответствующие метки. Для отечественных двигателей такая операция не обязательна, но у некоторых иностранных моторов с достаточно сложной установкой фаз газораспределения иногда полезно даже нанести дополнительные метки.

Обычно технология демонтажа головки достаточно подробно излагается в руководствах по ремонту автомобилей конкретных моделей. Но есть и некоторые общие приемы, среди которых стоит отметить следующие. При отворачивании болтов крепления головки их сначала поочередно ослабляют их на 0,5—1 оборот, начиная со средних, и только затем выворачивают полностью. Это исключает коробление головки из-за неравномерных усилий, когда один из соседних болтов полностью затянут, а другой совсем отпущен.

У большинства иностранных машин к головке блока подходит множество вакуумных трубок. Если нет схемы вакуумных соединений данной модели, то все разъединяемые магистрали надо пометить или зарисовать. Не стоит полагаться на память, даже если трубок мало: ошибка при сборке может привести к большой потере времени.

🔎 Разборка головки блока цилиндров

После снятия головку необходимо полностью разобрать и вынуть клапаны. Для снятия пружин клапанов используют приспособления рычажного типа: на снятой головке удобнее те из них, которые одновременно с нажатием на тарелку и пружины толкают клапан в противоположную сторону. При отсутствии таковых можно пользоваться традиционными съемниками.

Некоторые “умельцы” разбирают головку сильным ударом молотка по тарелке пружины через стальную трубу. Этого делать нельзя, особенно если предполагается использовать старые клапаны. После “ударной” разборки на стержне клапана всегда остаются засечки от тарелки пружины, и как раз в том месте, где ходит маслосъемный колпачок. Легко также погнуть клапан, особенно если он с тонким стержнем. Да и сухари при такой разборке имеют привычку улетать в неизвестном направлении.

Разобранную головку следует полностью очистить от остатков старых прокладок и вымыть. Далее приступают к измерениям и проверкам, позволяющим определить объем необходимых работ.

🔎 Проверка и дефектовка головки блока цилиндров

Нижняя плоскость головки. Тут понадобятся специальная лекальная линейка длиной от 350 мм, а также набор щупов. Линейку поочередно кладут на плоскость по диагоналям головки и подбирают щуп, свободно проходящий в зазор между линейкой и плоскостью в средней зоне. Максимально допустимая толщина этого щупа составляет 0,05—0,06 мм, в противном случае плоскость придется обрабатывать.

Износ опорных шеек кулачкового вала и его подшипников. Диаметры шеек измеряют микрометром, а отверстий подшипников — нутромером с точностью 0,01 мм. Разность полученных размеров дает зазор в подшипнике, который не должен превышать 0,10 мм. При этом контролируемые поверхности не должны иметь явно выраженных следов износа — круговых канавок, выступов, задиров и т. д. В противном случае распределительный вал заменяют, а головку ремонтируют.

Читайте также:  Время на оплату парковки

Износ стержней клапанов и направляющих втулок. Микрометром измеряют диаметр стержня в верхней части, непосредственно под канавкой для сухарей, а затем в нижней части рабочей поверхности. Поскольку изношенный стержень может быть овальным, замеры надо делать в нескольких точках по окружности. Износ, то есть разница диаметров в верхней и нижней части стержня, не должен превышать 0,02—0,03 мм, иначе клапан подлежит замене.

Изношенность направляющих втулок определяют специальным нутромером, но допустима и косвенная оценка по люфту нового клапана во втулке, для чего понадобится стойка с индикатором часового типа. Поскольку максимальный износ наблюдается в нижней части втулки, то, измерив боковой люфт тарелки клапана, установленного во втулку, нетрудно по результату определить зазор именно в этом месте. Если зазор превышает 0,07—0,08 мм, втулку необходимо заменить (в крайнем случае — отремонтировать).

Износ седел, толкателей, рычагов, коромысел, кулачков определяется в основном визуально. Износ фасок клапанов можно оценить, приложив к фаске линейку и посмотрев на яркий свет. Если середина фаски “провалена”, а стержень не изношен, то можно обработать фаску и использовать такой клапан вновь. У коромысел помимо состояния поверхностей, контактирующих с клапаном и кулачком, необходимо проверить зазор с осью — он не должен превышать 0,06—0,07 мм. В противном случае двигатель после ремонта головки останется таким же шумным, как был до него.

Различные дефекты местного характера также определяются визуально. Здесь необходимо уделить внимание состоянию поверхности головки, соприкасающейся с окантовкой прокладки: засечки, заусенцы и прочие дефекты обычно приводят к негерметичности соединения головки с блоком цилиндров. Иногда также удается разглядеть трещины в стенках камеры сгорания. Если трещина сквозная (в рубашку охлаждения), то нагара на стенках не будет либо около трещины, либо по всей камере.

🔎 Проверка головки блока цилиндров на герметичность

Когда есть подозрение, что появилась трещина в камере сгорания, либо ее стенки повреждены обломками деталей, то перед началом ремонта головку надо обязательно проверить на герметичность, иначе весь ремонт может быть впустую. Организовать такую проверку в условиях мастерской непросто, поскольку требуется специальное оборудование.

Чтобы опрессовать головку блока, надо герметично заглушить все окна рубашки охлаждения, выходящие на нижнюю плоскость, а также все фланцы и патрубки на боковых поверхностях, кроме одного, через который будет поступать жидкость. Опрессовывают головку водой, подаваемой специальным ручным плунжерным насосом под давлением 0,6—0,8 МПа. Трещины выявляются по падению давления в течение контрольного времени (от четверти часа до двух часов) и появлению капель воды или течи.

Менее сложна проверка керосином, хотя она требует изготовления герметичных заглушек на седла клапанов. Головку переворачивают камерами сгорания вверх, вворачивают в нее свечи, после чего в подозрительную камеру наливают керосин. Имея очень высокую текучесть, керосин способен проникать в очень малые трещины. При этом его уровень в камере сгорания уменьшается (контрольное время обычно составляет 1—3 часа).

Если трещина обнаружена, головку блока лучше заменить. В принципе, существуют способы ремонта трещин, но обеспечить высокую надежность отремонтированной головки пока не удается из-за несовершенства ремонтных технологий.

Спасибо, что прочитали статью до конца 👍
Удачи на дорогах 😉

По мнению специалистов, головка блока цилиндров принимает на себя до 50% всех нагрузок двигателя внутреннего сгорания. Именно нагрузки и перепады температур становятся основными причинами повреждений ГБЦ.

В технических центрах компании «Механика» опытные специалисты проводят весь комплекс необходимых работ по ремонту головок блоков цилиндров двигателей легковых автомобилей и мототехники (мотоциклов, скутеров, гидроциклов и т. д.).

Читайте также:  Ак спецсервис уфа отзывы

Работы по ремонту ГБЦ проводятся в два этапа:

  • На первом этапе осуществляется дефектовка головки блока цилиндров, поступившей в ремонт. Специалисты разбирают ГБЦ, проводят мойку, оценивают состояние газораспределительного механизма. При необходимости проводится опрессовка ГБЦ (проверка на герметичность). По результатам дефектовки составляется смета необходимых ремонтных работ и требующих замены запчастей, которая согласовывается с заказчиком.
  • На втором этапе осуществляется непосредственно ремонт головки блока цилиндров.

Стоит отметить, что профессиональной проведенная дефектовка позволяет предложить оптимальную схему ремонта ГБЦ и сэкономить время и деньги наших клиентов.

Работы по ремонту ГБЦ в технических центрах компании «Механика» проводятся опытными специалистами на высокотехнологичном оборудовании. Наличие на производственных площадках станков с ЧПУ позволяет осуществлять работы практически любой сложности.

Стоимость услуг

Наименование работ

Цена, руб.

Ремонт ГБЦ,
полная программа
(сборка / разборка,
замена направляющих,
правка седел, притирка, МСК)
без правки старых клапанов

Для двигателей ВАЗ 2101–21083, «Таврия»

Для двигателей автомобиля «Ока»

Для двигателей ГАЗ-402, АЗЛК

Для двигателей ГАЗ-406, ВАЗ 2112

Сборка ГБЦ,
регулировка зазоров

Для двигателей ВАЗ 2108–21083

Рассухарить клапана
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Засухарить клапана
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Замена маслосъемных колпачков
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Замена направляющих втулок
клапанов (за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей автомобилей ВАЗ 2112; ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК

Для двигателей иномарок и мототехники (в том числе разворачивание отверстий под ремонтные клапана)

Правка седел
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-406, «Ока», «Таврия»

Для двигателей автомобилей ГАЗ-402, АЗЛК

Для двигателей иномарок и мототехники

Правка седла по спецпрофилю на станке с ЧПУ

Правка рабочей фаски старого клапана, чистка
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Притирка клапана
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники
Правка старого клапана перед притиркой обязательна!

Замена седла с изготовлением
(за единицу)

Для двигателей отечественных автомобилей

Для двигателей иномарок и мототехники

Замер клапанного механизма
(за клапан)

При выполнении штучной работы

Как правило, к ремонту головки блока цилиндров прибегают владельцы уже подержанных автомобилей ВАЗ. Оно и оправдано: ведь если автомобиль уже имеет приличный пробег, то переплачивать за ремонт особого смысла нет. Действительно, это доступная задача – провести ремонт ГБЦ в домашнем гараже, другое дело, что для этого нужно хорошо знать устройство данного блока, иметь в своем распоряжении необходимые инструменты и уметь ими пользоваться. Смотрите видео "Снятие и разборка ГБЦ на ВАЗ 2112" ниже

Какие инструменты нужны для ремонта ГБЦ:

1. Микрометр, чтобы измерять клапана и направляющие втулок.
2. Развертка для разворачивания отверстий под новые втулки.
3. Устройство для рассухаривания клапанных пружин.
4. Набор зенкеров – пригодится для реставрации сёдел клапанов.
5. Электрическая плитка – чтобы нагревать головку блока перед запрессовкой втулок, а также при проведении дефектовки.
6. Оправка для запрессовки маслоотражательных колпачков.
7. Оправка для выпрессовки втулок.
8. Оправка для запрессовки втулок.

Кроме того, понадобится набор запчастей Head Set: в наборах подобного типа уже есть все сальники, прокладка ГБЦ и прокладки, которые расположены выше главной прокладки. Теперь, когда весь инструмент готов, можно приступать к поиску неисправностей в головке блока цилиндров.

Читайте также:  Установка камеры заднего вида хендай солярис седан

Подготовка к ремонту ГБЦ

2. Открутить все болты.

3. Отсоединить все шланги и патрубки, снять воздушный фильтр.

4. Демонтировать крышку ГБЦ, выставить коленвал и распредвал по меткам.

5. Ослабить натяжение цепи, с помощью стопорной шайбы.

6. Отвинтить по очереди все крепления и извлечь распредвал.

7. Снять рокеры, все их пометить для предстоящей сборки.

8. Отсоединить все провода, которые идут к свечам зажигания и датчикам температуры системы охлаждения.

9. Демонтировать выпускную трубу коллектора, снять с нее все крепления.

10. Извлечь ГБЦ, хорошо очистить ее от загрязнений и нагара.

Поиск неисправностей ГБЦ и способы их устранения

Проверка нижней привалочной плоскости ГБЦ. Нужно приложить лекальную линейку ребром к плоскости головки по диагонали и убедиться в том, что между линейкой и плоскостью головки нет зазора. Если зазор есть (может быть в центре плоскости или по краям), то нужно, по обеим диагоналям, замерить его с помощью плоких щупов. В норме зазор может быть 0,05 мм. Если фактический зазор превышает величину 0,1 мм, то необходимо будет поменять головку или отшлифовать ее.


На фото: Проверка нижней привалочной плоскости ГБЦ

Проверка герметичности головки блока цилиндров. Нужно поставить заглушку в окно подачи охлаждающей жидкости к термостату, затем перевернуть ГБЦ и в полости, предназначенные для циркуляции охлаждающей жидкости, влить керосин, чтобы они заполнились. Посмотреть, есть ли утечка. Если есть утечка, можно попробовать сделать ремонт ГБЦ с помощью "холодной сварки" или заменить головку блока цилиндров.

Проверка состояния опорных шеек кулачкового вала и подшипников. Проверяется степень износа. Начинать нужно с оценки внешнего вида деталей: имеются ли на поверхности сколы, задиры и прочие дефекты. Дальше произвести измерения с помощью микрометра, полученные показания сопоставить с максимально допустимыми показателями, которые различны для разных моделей двигателя. В итоге такой сверки, принимается решение, что нужно сделать – либо ремонт головки блока цилиндров, либо поменять отдельные запчасти.

Проверка герметичности клапанов ГБЦ. Нужно положить ГБЦ привалочной плоскостью вверх и налить в камеры сгорания керосин, чтобы они заполнились. Неравномерность уровня керосина в разных камерах – например, в какой-то камере он понижается – свидетельствует о негерметичности одного или сразу нескольких клапанов. Данная проблема устранима притиркой, при условии, что поверхность тарелки и седла клапана не имеет дефектов.


На фото: Проверка герметичности клапанов ГБЦ

Проверка состояния стержней клапанов. Нужно измерить диаметр стержня клапана в нескольких контрольных точках – делается это микрометром. Клапан нужно заменить, если износ его стержня превышает максимально допустимые показатели, установленные производителем.

Проверка износа втулок. Делается с помощью нутромера. При отсутствии данного прибора, можно ориентироваться по зазору между вставленным во втулку новым клапаном и внутренней поверхностью этой втулки. Впрочем, втулки всегда меняются на новые.

Степень износа сёдел, рычагов, кулачков определяется на глаз. Если износ стержня клапана не превышает максимально допустимых показателей, но фаска провалена, то фаску нужно обработать и можно продолжать использовать этот клапан и дальше.

Остальные дефекты ГБЦ можно также заметить при осмотре. Если на поверхности ГБЦ есть небольшие деформации, типа заусенцев, то они нарушают нарушают герметичность соединения головки с блоком цилиндров. В таких случаях помогает ремонт головки блока цилиндров – ее шлифовка.

Видео: Снятие и разборка ГБЦ ВАЗ 2112

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Видео: Ремонт ГБЦ ВАЗ 2112 16 клапанов

Если видео не показывает, обновите страницу или нажмите здесь

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector